Распечатать: Главное, чтобы язык не подвел, или Диспетчеры всех стран, объединяйтесь! РаспечататьОставить комментарий: Главное, чтобы язык не подвел, или Диспетчеры всех стран, объединяйтесь! Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Главное, чтобы язык не подвел, или Диспетчеры всех стран, объединяйтесь! Посмотреть комментарии

28 сентября 2007

КАРЬЕРА

Главное, чтобы язык не подвел, или Диспетчеры всех стран, объединяйтесь!

    - Диспетчер пилоту не брат, это точно. Да и между нами, диспетчерами, особенно если сталкиваются гражданские и военные, понимания не жди. Каждый на своем, если хотите, диалекте разговаривает, - рассказывает Виталий Самандасюк, начальник Бишкекского центра управления воздушным движением Государственного предприятия "Кыргызаэронавигация".

    Он один из семи диспетчеров, прилетевших недавно из США. Две недели они провели за океаном, наблюдали, как трудятся за пультом их заморские коллеги. А главным инициатором выступило командование американских ВВС.

    - Мы посетили главный координационный центр США по управлению воздушным движением. Где, собственно, составляется план, как действовать во внештатных ситуациях. Кроме того, нам продемонстрировали один из двадцати крупных пунктов, в которых непосредственно осуществляется распределение и организация передвижения лайнеров по воздушным трассам, - говорит Таалай Алишеров, начальник Управления по организации воздушного движения ГП "Кыргыз-аэронавигация", - характер работы у наших и американских авиадиспетчеров одинаковый, единственная разница в загруженности.

    - Эта поездка максимально способствовала повышению уровня сотрудничества между диспетчерами "Кыргызаэронавигации" и их американскими коллегами. Я считаю, что подобного рода дружба очень важна для нашей миссии здесь и полезна для диспетчеров из Кыргызстана. Мы смогли поближе познакомиться, узнать друг друга. Поняли, что у нас много общего, - говорит Майкл Смит, командир отряда поддержки операций авиабазы "Манас".

    Претендентов отбирали очень строго. В первую очередь требовалось безупречное знание английского и, конечно же, положительные характеристики. Кстати, это первое путешествие сотрудников нашей аэронавигации в США.

    Изначально планировалось, что диспетчеры полетят в Америку летом, в начале июня. Но подвели паспорта. У нашей команды не имелось новых документов. Бумаги пришлось оформлять буквально в авральном режиме. Успели, но приглашающая сторона вынуждена была перенести тур почти на три месяца.

    - Это была очень полезная поездка именно с точки зрения обмена опытом, - делился впечатлениями Алишеров. - С первых дней размещения у нас здесь американской авиабазы возникали трения между нашими диспетчерами и пилотами коалиции. Все дело в том, что мы просто не понимали друг друга. Разница в стандартах радиообмена. Ведь язык специализированный и в обыденной речи  не используется. Кроме того, если военные применяют свои схемы захода судов, то у нас, гражданских, они совершенно другие. Но постепенно все вошло в свою колею, и разногласий больше не возникает.

    Диспетчером надо родиться, утверждают старожилы. К примеру, в США колледжи по подготовке авиадиспетчеров выпускают в год в среднем до тысячи специалистов. И это при том, что 20 процентов от общего числа поступивших сразу же попадают в так называемый список "отсева". Они просто недоучатся или после окончания не будут работать по специальности.

    У нас же их на всю республику сто семьдесят. И если диспетчеры за океаном трудятся на ультрасовременном оборудовании, используют локаторы с мощностью 15, а то и 20 оборотов в минуту, то наши "прадедушки" новейших установок едва дотягивают до шести.

    Правда, отечественных спецов обещают в скором времени снабдить современным радиолокационным комплексом российского производства. Он стоит в три раза дешевле западного аналога, и при его использовании не возникнет проблем с языком. Инструкция на русском, следовательно, нет необходимости приглашать переводчиков, владеющих "техническим" английским.

    А пока в здании "Кыргызаэронавигации" идет ремонт. Вышку - сердце предприятия - привели в порядок в первую очередь. Из широких окон просматривается летное поле. Но наши диспетчеры и их американские коллеги, которые отслеживают движение самолетов, вылетающих с авиабазы, сетуют, что не все участки аэродрома видны достаточно четко. Особенно ночью. В срочном порядке закупили камеры наблюдения, но и они пока положения не спасают.

    - С помощью наших друзей с авиабазы приобретем еще четыре установки ночного видения, - говорит Алишеров.

    А в операционном зале наряду с оборудованием, давно справившим сорокалетний юбилей, мостится современный монитор, подаренный нашим службам Министерством обороны Франции. На экране мерцают две разноцветные точки. Это и есть самолеты, только гражданские. На диспетчерском языке лайнеры именуются "мухами".

    - Раньше по нему отслеживали движение истребителей "Мираж", на которых выполняли боевые вылеты в Афганистан французские пилоты коалиции, - рассказывает Самандасюк. - Но для нас эта установка не очень подходит. Разная высота, часто происходят сбои.

    Диспетчеры рассказывают, что именно французские пилоты, бывало, доставляли им немало хлопот. После выполнения задания, уже на подлете к аэропорту, начинают вдруг просить посадки на французском языке, вперемежку с ругательствами на английском.

    - Мы ничего понять не можем, - говорит Айбек, молодой диспетчер, недавний выпускник училища им. Ишенбаева, - пришлось срочно звать специалистов с авиабазы. И они уже общались с их пилотами. Сейчас, правда, истребители не летают с "Манаса" в Афганистан, но продовольственные суда и автозаправщики частенько курсируют. Чтобы больше проблем не возникало у нас в штате, здесь в зале и на вышке работают авиадиспетчеры - служащие базы.

    Американцы заинтересованы в сотрудничестве с ГП "Кыргызаэронавигация". В следующем году вторая партия авиадиспетчеров отправится с ознакомительным туром в США.

    Фото Владимира ПИРОГОВА.

    Дарья МАЛЕВАНАЯ.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/20157/


Распечатать: Главное, чтобы язык не подвел, или Диспетчеры всех стран, объединяйтесь! РаспечататьОставить комментарий: Главное, чтобы язык не подвел, или Диспетчеры всех стран, объединяйтесь! Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Главное, чтобы язык не подвел, или Диспетчеры всех стран, объединяйтесь! Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.1133

EUR 81.3325

RUB   1.0446

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007