Распечатать: Не хочется, а придется РаспечататьОставить комментарий: Не хочется, а придется Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Не хочется, а придется Посмотреть комментарии

21 сентября 2007

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

Не хочется, а придется

    И все-таки референдуму быть. На повестке дня - Конституция и выборы в парламент по партийным спискам. В своем послании глава государства отметил, что в предлагаемом на всенародное обсуждение варианте Основного закона существенно повысится статус парламента и местных кенешей. Одновременно с этим будет укреплена вертикаль исполнительной власти.  По словам президента, принятие в октябре Основного закона завершит первый этап конституционной реформы.

    - Мы должны сделать это максимально быстро, чтобы закончить политические баталии и сосредоточиться на решении экономических и управленческих задач, - сказал глава государства.

    В Конституционном суде сейчас на рассмотрении находится документ, разработанный Алмазбеком Атамбаевым. С которым, собственно, последний и пришел в премьеры, пообещав, что доведет начатую им же в ноябре конституционную реформу до логического завершения. На днях КС должен вынести по нему свое заключение.

    Естественно, решение Бакиева объявить референдум удивления не вызвало. Политбомонд все же готовился к такому исходу. То, что одобрено на референдуме, можно отменить только всенародным голосованием. А Конституция 2003 года таки была поддержана большинством голосов. Пусть это проплаченные галочки, но они были, и тогда результаты дружного "одобрямс" никто не оспаривал. Кроме разве что оппозиции, но ее глас заглушил, как обычно, стройный хор "белодомовских" подхалимов.

    Депутаты же, принявшие в рекордный срок с перерывом в месяц две редакции главного документа страны, по мнению КС, не обладают полномочиями, чтобы подвергать обструкции то, что одобрено народом. Так гласит Конституция 2003 года, к которой Кыргызстан временно вернулся, следуя решению Конституционного суда.

    После вердикта КС об отмене ноябрьской и декабрьской редакций Основного закона стало понятно, что выход из сложившейся ситуации не что иное, как референдум, и надо скоренько обратиться к народу. Что, мол, думают дорогие сограждане по поводу новой редакции Конституции и заодно об Избирательном кодексе? Кстати, с необходимостью проведения всенародного голосования как одной из главных процедур в демократическом государстве смирились политики всех окрасов.

    Оппозиция и пропрезидентская рать в унисон теперь поют оду  решительности Курманбека Салиевича.

    Неужели популярный "блокбастер" под названием "конституционная реформа" наконец-то близится к финалу?

    Что-то притихли ярые строители проекта Основного закона будущего, где каждому раздавалось пропорционально его вкладу в борьбу за лакомый кусок политической коврижки.

    Ведь в ноябре 2006 года депутаты своим непомерным желанием "оттяпать" полномочия, а значит, и власти немножко едва не ввергли страну в пучину беззакония и правового беспредела. Но как только стало понятно, что фокус не удался, сразу же нашли себе оправдание - обострившаяся политическая ситуация в стране, того и гляди привезенные ими же на площадь люди выйдут из подчинения, и начнется увлекательная игра "на вылет".

    В декабре, правда, "народных" гуляний не было. Холода не позволили. Зато для депутатов замаячила угроза роспуска, а она пострашнее разъяренной толпы одурманенных молодчиков.

    И опять борьба - за мандат. Как бы не упустить. А Конституцию в который раз, легко и особо не терзаясь муками совести по этому поводу, превратили в предмет политического торга. Это признает и сам

    Бакиев.

    - Если говорить честно и прямо, Конституция стала жертвой политической борьбы, - заявил в своем послании гарант Основного закона. - Для нас это должно стать уроком. Никому, тем более Жогорку Кенешу, так же как и главе государства, не позволено отступать от норм закона ни при каких обстоятельствах.

    Политолог, президент Института общественной политики Муратбек Иманалиев полагает, что подобный казус объясняется прежде всего тем, что наши политики никак не могут отличить государственные интересы от своих личных.

    - У нас нет того, что именуется политикой, - говорит Иманалиев. - Плести интриги, причем примитивные, - это не значит обладать политическим ресурсом. Это имеет отношение и к президенту, и к парламенту, и к правительству, и вообще ко всем структурам, вовлеченным в решение конституционной реформы.

    Что же касается референдума, то эксперт не считает всенародное голосование избавлением от затяжного конституционного кризиса.

    - Конституция - очень сложный документ. И тонкости ее понимания, особенно в политическом и юридическом плане, для большинства недоступны, поэтому референдум не лучший способ для ее принятия, - сказал Муратбек Сансызбаевич.

    Однако на политическом олимпе рассуждают иначе. Лучше пусть голосует народ, а потом и отвечает за ту кашу, которую заварили  нынешние политики. Поистине референдум обойдется нашим небожителям дешевле, чем поминутная раздача "борзых щенков" капризникам депутатам, дабы последние дружно поддержали очередную Конституцию.

    Но почему же именно Мелис Эшимканов и Кабай Карабеков, одни из заботливых "опекунов" ноябрьской редакции и якобы, по их же словам, непримиримые противники одобрения декабрьской, обратились в КС с иском о признании нелегитимным скороспелого "ночного" Закона "О регламенте работы ЖК" и об отмене последних редакций Основного закона?

    Не суть важно, главное, что Конституционный суд удовлетворил ходатайство депутатов. А это значит, что у нас не только будет новая Конституция, но и, возможно, в начале 2008 года мы получим вдобавок и свежий парламент, избранный по партийным спискам. Ибо нынешний его состав, увы, чаяний народа не оправдал.

    Политолог Валентин Богатырев считает, что роспуск парламента после отмены двух редакций Конституции неизбежен. Мало того что нардепы превысили свои полномочия, что недопустимо в принципе, так они еще и сознательно пошли на нарушение Основного закона. А за подобные деяния следует наказывать сурово.

    - Жогорку Кенеш еще раз показал, что в конституционной реформе для него главное не закон, не право, а собственная репутация, - отметил Богатырев, - которая оказалась серьезно подорванной в результате решения Конституционного суда. Но признать этот факт наши парламентарии никак не могут.

    Вопить с трибуны "Сам дурак" несложно. За два года своей работы ЖК с завидной регулярностью погружался в пучину политических страстей. Законы принимались на скорую руку, душа жаждала площадных эмоций, а в сердцах реял "кетсин". Ну как тут трудиться в поте лица на благо страны, когда буквально ежесекундно надо помышлять о собственном кармане вкупе с вожделенным мандатом?

    В своем интервью одному из местных информационных агентств известный российский политолог, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин сказал, что российские эксперты даже не пытаются прогнозировать дальнейшее развитие ситуации в Кыргызстане.

    Ясно лишь одно: наша страна, раздираемая чересчур эмоциональными политиками, легких путей не ищет, а даже если бы и пыталась найти, вряд ли ей это бы удалось.

    - Кыргызстан вступает в предвыборный период, - говорит Грозин, - сегодня очевидно: парламент страны после решения Конституционного суда становится нелегитимным.

    Но нардепы продолжают с завидным упорством шпынять Конституционный суд. Выражают недоверие, требуют отмены вердикта, словом, опять цепляются за кресло, а не за букву закона.

    - Свою работу Жогорку Кенешу следовало начинать не с эмоциональных всхлипов и бурных истерик, а с проведения юридического анализа тех законопроектов, что были приняты им же с ноября прошлого года по сентябрь нынешнего, - говорит политолог Зайнидин Курманов. - Если при пересмотре актов выяснится, что некоторые из них не соответствуют Конституции 2003 года, их надобно отменить и в срочном порядке принимать новые.

    Первым в очереди на пересмотр и повторное утверждение стоит правительство. Согласно Основному закону 2003 года. Все кандидаты на министерский портфель вкупе с претендентом на пост премьера должны проходить через сито ЖК. Но сия процедура была выполнена лишь в отношении Алмазбека Атамбаева. Все остальные министры назначены указом. 

    Между тем политики всех мастей готовятся к предвыборной гонке. Эпоха митинговщины, похоже, миновала, уступив место баталиям на предвыборном ринге. А в том, что старт к началу забега будет объявлен совсем скоро, не сомневается никто. Главное, успеть принять закон о политических партиях, коли будет введена пропорциональная система, и отшлифовать Избирательный кодекс.

    - Президент переиграл парламент стратегически и тактически, показал, что он более решительный сторонник реформ, чем депутаты, - сказал Курманов.

    Дарья МАЛЕВАНАЯ.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/20078/


Распечатать: Не хочется, а придется РаспечататьОставить комментарий: Не хочется, а придется Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Не хочется, а придется Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 79.4752

RUB   1.0437

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007