Распечатать: Государство и бизнес: та ли модель партнерства? РаспечататьОставить комментарий: Государство и бизнес: та ли модель партнерства? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Государство и бизнес: та ли модель партнерства? Посмотреть комментарии

10 июля 2007

ЭКОНОМИКА

Государство и бизнес: та ли модель партнерства?

    Продолжая разговор о том, как реализуются цели, намеченные в сентябрьском прошлого года послании президента страны к народу, обратимся ко второму по значимости базовому направлению экономической стратегии - развитию экономической активности, улучшению бизнес-среды и совершенствованию структуры экономики.

    Вряд ли открою Америку, если скажу, что в постсоветском Кыргызстане одна из наиболее серьезных и масштабных проблем в сфере экономики - неблагоприятный климат для ведения бизнеса. Это единодушно отмечают как отечественные, так и зарубежные предприниматели.

    Если исходить из классического определения, что политика - это концентрированное выражение экономики, то при достаточно плачевном состоянии нашего всеобщего хозяйства политический курс должен строиться таким образом, чтобы снять все барьеры, мешающие экономическому развитию как отдельных отраслей, регионов, так и страны в целом. Думаю, если бы у нас политика определялась экономикой, подчинялась в первую очередь ее интересам, мы, наверное, давно вышли бы на тропу здравого смысла.

    Казалось бы, в руководстве страны на самом высоком уровне есть четкое понимание роли и места частного предпринимательства в развитии экономики, а следовательно, и республики. Вот и на недавнем Международном форуме развития

    Курманбек Бакиев вновь отмечал особое значение малого и среднего бизнеса. Глава государства прямо предупредил, что чиновники, мешающие его развитию, будут привлекаться к ответственности, и призвал правительство вести непримиримую борьбу с теми, кто создает барьеры и препятствия развитию предпринимательства. Президент гарантировал максимальную поддержку малому и среднему бизнесу, поскольку от состояния частного сектора в значительной мере зависит экономическое здоровье государства.

    В поддержку этой позиции замечу, что опыт высокоразвитых стран показывает: наделение правами собственности дает человеку свободу выбора, возможность реализовать свои способности именно в тех сферах, которые в наибольшей степени отвечают его складу и потребностям.

    Опыт таких промышленных гигантов, как США и Япония, показывает, что мелкие и средние предприятия обеспечивают свыше половины прироста рабочих мест в хозяйстве этих стран. Именно мелкое частное предпринимательство берет на себя в большинстве случаев риск по освоению новых технологий и выпуску товаров, по выявлению быстро меняющихся потребностей общества.

    Рискуя, теряя и выигрывая, постоянно изучая рынок, мелкий предприниматель выполняет роль тех самых дрожжей, которые способствуют росту научно-технического прогресса, более гибкому и полному удовлетворению потребительского спроса.

    Трудно представить, какой урон несут страна и общество из-за того, что недалекие и корыстные чиновники-мздоимцы перекрывают естественные каналы инициативы и предприимчивости.

    Сознаю, что Курманбек Бакиев не несет полной ответственности за деяния своего предшественника на посту президента. Кроме разве того, что пожинает горькие плоды его дилетантского, а подчас и недобросовестного правления.

    Но беда в том, что подобного рода заявления и заверения в предоставлении малому и среднему бизнесу широкой столбовой дороги мы, рядовые кыргызстанцы, и бизнесмены разного калибра слышали многократно в прежние времена. Слов было много, реальной же поддержки практически никакой. В результате, как отмечается в Стратегии развития страны на 2007-2010 годы, доля малого и среднего предпринимательства в общем объеме ВВП Кыргызстана возросла с 42,7% в 2000 году до 43,6% в 2005. Иными словами, за пять лет прирост продукции малых и средних предпринимателей составил менее одного процента. Чего стоят на этом фоне все разглагольствования о том, что малый и средний бизнес - это локомотив экономики страны. Ведь если двигаться и дальше такими темпами, то потребуется едва ли не треть века, чтобы этот локомотив достиг экватора, производил половину ВВП республики. Нужна ли более убедительная и доходчивая иллюстрация того, как в действительности обстоят дела с поддержкой малого частного предпринимательства в Кыргызстане?

    К сожалению, надежды деловых людей на воплощение в жизнь обещаний всемерной поддержки их и либерального к ним отношения госчиновников и фискалов так и остаются несбыточными. А президент при случае привычно критикует правительство за низкую эффективность в защите и развитии предпринимательства.

    Все на всех уровнях знают о наиболее актуальных и болезненных проблемах в сфере становления малого бизнеса. На первом месте - налоговая политика, удушающая частную инициативу и просто выталкивающая бизнес в теневую экономику. Высокий уровень налогов увеличивает себестоимость отечественной продукции, влияет на рост цен, делает наши товары неконкурентоспособными на внешнем рынке, сдерживает развитие экспорта. Фискальная политика стала одной из главных причин расцвета коррупции в сфере предпринимательства. Серьезная беда в том, что ожидания налогоплательщиков реальной налоговой реформы, которая обрела бы зримые очертания в снижении налогового бремени, в упрощении налоговых расчетов, в получении равных прав с налоговыми органами, все больше сменяются разочарованием.

    Второе - чрезмерное государственное администрирование, серьезно тормозящее становление малых предприятий и порождающее коррупцию. Все соглашаются, что существующий порядок получения разрешения на занятие частным бизнесом и регистрацию малого предприятия - это издевательство над людьми и здравым смыслом. Однако дело дальше констатации факта и показушного им возмущения не идет. Чиновники в госорганах как изгалялись над людьми, вымогая взятки и чувствуя свою полнейшую безнаказанность, так и продолжают.

    Третье - нехватка оборотных средств, долгосрочного финансирования и высокая стоимость кредитов. Коммерческие банки по-прежнему неохотно идут на кредитование малого бизнеса, относя его в разряд сфер с высокой степенью риска. Особенно не любят банки кредитовать предприятие на старте. Иное дело, когда оно проработало год-полтора, доказало свои жизнеспособность и надежность. Естественно, это существенно ограничивает возможности развития малого предпринимательства.

    Четвертое - отсутствие соответствующих атрибутов гражданского общества и рыночной инфраструктуры. В связи с этим, думаю, нелишне отметить, что примерно за 2-3 недели до проведения Международного форума развития Кыргызстана Курманбек Бакиев подписал Закон "О государственной поддержке малого предпринимательства". В преамбуле закона отмечается, что он направлен на реализацию конституционного права граждан на экономическую свободу, свободное использование способностей и имущества для любой экономической деятельности, кроме запрещенной законом.

    Следует признать, что законодательство в стране в целом соответствует рыночной экономике. Но вот то, как неплохие, в общем-то, законы применяются на практике, как они реализуются, скорее тормозит, затрудняет становление и развитие этой самой экономики, а не способствует ее процветанию.

    К главному недостатку я бы отнес чрезмерное вмешательство государства в частный бизнес и важную составляющую этого вмешательства - коррупцию.

    Реалии таковы, что умным, инициативным, предприимчивым гражданам достаточно создать надлежащие условия - все остальное они сделают сами. И если в чем они сегодня и нуждаются более всего, так это в защите от излишней опеки и чиновничьего произвола.

    Чрезмерная зарегулированность экономической деятельности ведет к ухудшению конкурентной среды, уходу бизнеса в тень, увеличению себестоимости, а значит, и цены на товары и услуги. Ведь в себестоимость и цену продукции включаются непредвиденные дополнительные выплаты, упущенная выгода и прямые потери из-за бюрократических проволочек.

    Как это ни прискорбно, но в существовании теневого бизнеса сильно заинтересованы сами налоговики и чиновники иных контролирующих госорганов. Ведь чем больше уклоняющихся от уплаты налогов, тем шире поле для вымогательства взяток. Именно сращивание госструктур с теневым бизнесом серьезно осложняет борьбу с ним.

    Хотя, повторю, законодательство в Кыргызстане соответствует в целом рыночной экономике, в то же время законов, защищающих права и имущество частных собственников, обеспечивающих их финансовую безопасность в случае форс-мажорных обстоятельств, нам явно недостает. Возьмем ли мы ночь грабежей, поджогов и мародерства после мартовской революции или недавний пожар на рынке "Берекет", пострадавшие (а это в основном представители малого и среднего бизнеса) остались один на один со своей бедой. Не берусь обсуждать, кто тут больше прав, кто виноват, просто обращаю внимание на несовершенство отечественного законодательства в данной сфере.

    О плохо работающих законах и несовершенстве судебной системы свидетельствует и то, что предпринимателям практически всех уровней проще откупиться от наехавших на них фискалов, чем обращаться за помощью к Фемиде. Неспроста в разделе, посвященном малому и среднему предпринимательству СРС, в числе основных задач значатся совершенствование законодательства, реформирование регуляторной и фискальной политики, в том числе страхования собственности и бизнеса, развитие паритетного партнерства, повышение ответственности власти перед бизнесом и наоборот, а также повышение ответственности должностных лиц и контролирующих органов за негативные последствия собственных решений или действий.

    Я не верю в чудеса и не думаю, что если мы сегодня полностью снимем все барьеры перед предпринимательством, уменьшим административный пресс, то уже завтра Кыргызстан волшебно преобразится. Говорить в сложившейся ситуации о возможностях скорых и радикальных преобразований по меньшей мере наивно. Поиск путей эффективного партнерства между властью и бизнесом - дело весьма нескорое и непростое. Но если мы намерены успешно и динамично развиваться, двигаться к цивилизованному обществу, нам не уйти от создания системы стабильного и предсказуемого законодательства, от государственного регулирования, опирающегося на законы, а не на ведомственные инструкции, от утверждения запрета на введение нормативно-правовых актов, ухудшающих положение частного предпринимательства и нарушающих его права.

    Конструктивные взаимоотношения между властью и бизнесом являются одним из основополагающих принципов демократического общества, условием его процветания, гарантией продуманности и взвешенности принимаемых решений. Такими они и должны быть в Кыргызстане. Альтернативы в данной сфере быть не может и не должно.

    Коллаж Валентины ЛОМКОВОЙ.

    Вячеслав ТИМИРБАЕВ.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/19176/


Распечатать: Государство и бизнес: та ли модель партнерства? РаспечататьОставить комментарий: Государство и бизнес: та ли модель партнерства? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Государство и бизнес: та ли модель партнерства? Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 68.8080

EUR 81.1487

RUB   1.0386

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007