Распечатать: Насущное благословение РаспечататьОставить комментарий: Насущное благословение Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Насущное благословение Посмотреть комментарии

24 апреля 2007

КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ

Насущное благословение

    В германском издательстве "WV Weltall Verlag e.K." вышла в свет новая книга известного бишкекского философа, социолога, журналиста и беллетриста Александра Крутикова "Благословение Арсэля".

    Наша газета 15 сентября 2004 года сообщала об издании на земле Шиллера и Гете сразу двух книг

    А. Крутикова - "Arsal" на немецком языке и "Арсэль" на русском. Под обложками этих книг была одна и та же повесть о нелегком духовном становлении ее литературного героя-журналиста. Большой этап этой духовной и интеллектуальной лепки проходил на советском тогда еще Кавказе, поэтому оба издания вызвали широкий интерес читающей германской публики.

    В издательской аннотации к русскому изданию сообщалось, что герой повести "Арсэль", волею судьбы оказавшийся на Кавказе, совершил путешествие в мир, где чудеса становятся правдой жизни. Он встретился с интересными, необычными персонажами: ясновидящими, йогами, мусульманскими мистиками - суфиями, узнал о легендарном камне - Даре Ориона, сыгравшем важную роль в судьбе всех героев книги. Встреча со святым-отшельником Арсэлем в итоге привела к тому, что он стал лучшим другом и наставником русского путешественника, одержимого жаждой познания. В общем, повесть "Арсэль" стала занимательной хроникой автобиографического характера, в чем, безусловно, и было ее несомненное преимущество. При этом, что важно, рамки такого жанра никак не сказались на собственно художественных достоинствах повествования Александра Крутикова, блеснувшего тут ярким, самобытным писательским талантом. Словом, автор уже тогда увлек нас книгой, посвященной поиску смысла жизни, духовным свершениям, утверждению гуманистических идей. Он дал нам глубоко цельную картину жизни во всех ее пластах - реальном и ирреальном, историческом и метаисторическом. Благодаря этому мы значительно обогатили свои представления об окружающем мире, еще полнее осознали значительность того, что происходит с нами и вокруг нас.

    Сюжетная канва книги "Благословение Арсэля" в основном связана с благодатной историей и природой суверенного Кыргызстана, где автору выпало прожить большую часть жизни. В обращении к читателям он пишет: "Настоящая книга, как и первая "Арсэль", по-своему необычна. Это не дешевая эзотерическая поделка. Прообраз героя - сам автор, без прикрас описавший свой тернистый духовный путь, теперь уже не в Чечне, а на священной земле Кыргызстана. Галерея неординарных, своеобразных персонажей книги имеет своих реальных прототипов. Главный герой со всеми присущими ему достоинствами и недостатками являет собой тип пытливого скептика, жаждущего, однако, найти свой духовный путь.

    Почему же человек сбивается с пути, кто или что его сбивает, как нужно жить, чтобы истина зажглась в душе и вера в ней восторжествовала? Для этого необходимо понять, в какой реальности существует человек - истинной или сконструированной им самим... Каким образом эти две реальности сосуществуют в человеческой судьбе? Являются ли ум и чувства инструментами перехода от одной реальности к другой? Как используется этот божий дар людьми?

    На протяжении всей книги святой дервиш ведет своего героя к истине через сокровенные наставления. Под знаком благословения Арсэля наступает духовное прозрение героя. Читатель получает редкую возможность соприкоснуться с учением великого суфия".

    Конечно, в этих словах - лишь канва, краткая суть многопланового литературно-художественного, философского, научного повествования Александра Крутикова. Масштабы изложения "Благословения..." - от чисто житейских, производственных, рыночных коллизий до глобальных насущных проблем мировой цивилизации, пока не научившейся жить по законам Творца. Вот, например, как мастерски кратко дает автор картину постсоветского всеобщего развала и хаоса: "...Началась капиталистическая нивелировка. Если раньше политика считалась делом чести, а религия делом духовным, то сейчас любая деятельность стала называться модным словом "бизнес", то есть делом, которое приносит доход. Совковый менталитет должен осваивать рыночную экономику, а на этом базаре даже религиозные и эзотерические идеи являются расхожим товаром, которым торгуют хитрые пройдохи. Они называют себя разными популярными именами, часто украденными у святых, пророков и даже у самого Господа Бога...

    Вместе с капиталистическими отношениями в Союз республик хлынул поток ранее чуждой социалистическому строю идеологии. Эти разнообразные учения и доктрины летели, как камни, от попадания которых в головах людей возникали прострация, каталепсия или непонятные бредовые состояния. В любом случае из привычной колеи вылетел каждый человек и держался на плаву лишь благодаря простому здравому смыслу, который мог выручить не во всех ситуациях. В то время как субъекты, близкие к власти, торговле и спекулянтским кругам, сновали на собственных лимузинах, создавали кооперативы, скупали и совершали выгодные сделки, на улицах городов пестрели оранжево-красные прикиды кришнаитов, белые балахоны братьев и сестер Марии-Дэви-Христос, чернели робы сектантов Аум синрикё, маячили постные физиономии фанатичных иеговистов, бесчисленных "посланников" и "посланниц"... Все это глубоко и до мелочей приходилось осмысливать, так как идеи, предлагаемые известными на весь мир "гуру", будоражили все общество. К примеру, Шри Чинмой жил в США и был официально духовным наставником всей Организации Объединенных Наций. Ошо Раджниш после депортации из Соединенных Штатов писал Горбачеву, стремился устроиться в СССР. Махариши Махеш Йоги за инициации получал баснословные деньги от правительства Канады и опутал все страны сетью своих "университетов", распространяющих примитивную, оглупляющую медитацию. Преподобный Мун был связан с правительственными кругами многих стран, в том числе с президентом Кыргызстана, в Бишкеке каждая школа получила учебник Муна для внедрения его идей в сознание учащихся. Как ни прискорбно было сознавать, почти все "великие учителя человечества" в двадцатом веке работали на лукавого и не поддавалось счету количество пагубных эзотерических организаций, расставивших ловушки для легковерных бандерлогов".

    Многие из друзей, попутчиков главного героя повествования как раз оказались жертвами новых обстоятельств бытового мироустройства, не устояли перед новыми соблазнами рынка, когда и проявилась их роботизированная сущность людей, легко клюнувших на изощренные дьявольские приманки. Не раз главный герой книги ценой немалых душевных мук, чисто по-дружески, прощает им их промахи, ошибки, надеясь, что со временем они все-таки просветлеют. Но глубоко волнующая читателя драма "Благословения..." следует не ходульной схеме жанра, а высшей логике бытия с его трагедиями и фарсами. Удержаться на плаву при этом самому главному герою помогают врожденная вера в светлое, здоровый скептицизм и стремление жить высокодуховной жизнью, направленной на благо всего сущего. Не случайно поэтому, что именно ему, а не кому другому, становятся доступны и во многом понятны наставления Арсэля, провидящего в нем в первую очередь созидателя, а не разрушителя Вселенной. По счастью, насущное благословение кавказского духовного учителя в высокоталантливом контексте многопланового романа (именно так я рискую назвать книгу) становится важным и необходимым не только главному герою, но и читателю книги.

    Александр НИКИТЕНКО.

    Фото Владимира ВОРОНИНА.

    


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/18226/


Распечатать: Насущное благословение РаспечататьОставить комментарий: Насущное благословение Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Насущное благословение Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007