Распечатать: Не так страшен безвизовый режим, как его малюют РаспечататьОставить комментарий: Не так страшен безвизовый режим, как его малюют Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Не так страшен безвизовый режим, как его малюют Посмотреть комментарии

20 апреля 2007

РЕГИОН

Не так страшен безвизовый режим, как его малюют

    Так думают большинство туроператоров. Они уверены: чем меньше барьеров на пути иностранных гостей, тем лучше для отрасли, могущей со временем стать стратегической. Дискуссии об этом ведутся не первый год, и, по мере того как доля туризма в ВВП увеличивается, они становятся все острее. Однако не всем такая идея по нраву. Против выступает МИД, вернее, его представительства за рубежом. По словам директора Агентства по туризму Турусбека Мамашова, наши послы, с которыми он недавно встречался по этому вопросу, аргументировали свое несогласие главным образом тем, что выдача виз для них является основной финансовой подпиткой из-за скудости бюджета. Лишив их этого скромного бизнеса, можно посольства посадить на "голодный паек".

    Разговор на актуальную тему с президентом компании "Кыргыз концепт" Эмилем УМЕТАЛИЕВЫМ.

    - Вам известно отношение кыргызских дипломатов, работающих за пределами страны, к данной проблеме? Согласитесь, сермяжная правда в их доводах есть.

    - Вопрос нужно ставить более определенно. Чего мы хотим как страна? На чем планируем зарабатывать? Невозможно постоянно заявлять одно, а делать противоположное. Давайте наконец определимся: действительно ли туризм является для экономики приоритетным или нет? Или проблемы одного министерства, связанные с плохим финансированием, бедностью бюджета, будем продолжать решать за счет виз? Если туризм стране необходим, то должны думать о его развитии и избавляться от всех барьеров, от всех неумных, несовременных, неадекватных и противоречивых регулятивных государственных норм, мешающих движению. Менять надо визовую политику, изменять визовый режим. Давать полный простор туризму, используя мировой опыт.

    Визовый режим ведь придуман не кыргызами, его придумали более развитые страны. И их опыт в этом деле мы должны применять. При этом изучить экономические альтернативы, посмотреть, как регулятивная норма, в частности визовый режим, влияет на экономику. Какие она дает плюсы и минусы. Что это дает для развития малого и среднего бизнеса, создания рабочих мест, экономики в целом. Нужно просчитать, как эта мера отразится на благосостоянии людей. Или, наоборот, чего негативного стоит ожидать от отмены виз. Поэтому либо мы должны согласиться с тем, что государство не может решить вопрос с финансированием внешнеполитического ведомства, и продолжать зарабатывать на визах, но в таком случае не нужно декларировать о развитии туризма.

    Недавно заново перечитал современную историю Киргизии начиная с девяностого года. Именно с тех времен мы не уставая говорим о суверенитете, независимости. Но независимость должна быть не только от кого-то, но и от собственных старых государственных институциональных инструментов. В виде устройства страны, законов, в виде приоритетов в политике и т.д. Так вот, в советское время было понятно, что безвизовый режим был между странами соцлагеря и строгий визовый режим поддерживался с теми государствами, которые не входили в этот круг друзей.

    И эта норма сохранилась.  Примечательный факт: у нас сегодня безвизовый режим с КНДР и визовый - с Южной Кореей. Это самый парадоксальный пример, потому что от Северной Кореи мы не имеем ни инвесторов, ни туристов. В данном случае безвизовый режим выступает как бесполезный инструмент, простая декларация. Между тем Южная Корея, несмотря на ограничения во въезде, шлет сюда и инвесторов, и туристов. И нет у нас с нею ни миграционных, ни криминальных проблем. Вот это и есть парадокс, когда страна тратит деньги, усилия дипломатов на установление более дружественных экономических отношений и действительно они приносят свои плоды. И в то же время у нас есть большой замок в виде ограничителя - визового режима. Все развитые страны, наоборот, снимают этот ограничитель для тех, от общения с которыми они видят пользу и не имеют проблем.

    - Такие же проблемы существовали в Грузии. Но после "розовой" революции эта страна открыла двери для Европы и не прогадала. Оттуда хлынул поток туристов. А ведь перед грузинским МИД тоже, наверное, стояла дилемма: отказаться от виз ради притока иностранных гостей?

    - И Грузия, и Украина вышли из инертных представлений о визовой политике. И сразу же получили кратное увеличение доходов от туристов в бюджет и заметный рост ВВП. У грузин и украинцев хватило политической воли посмотреть дальше, шире. Интересы страны поставить выше, чем отдельного учреждения, даже такого авторитетного, как МИД. Вопрос и у нас так стоит: хватит ли воли? Мое мнение: обсуждать с дипломатами, послами эту проблему непрофессионально, так как существует конфликт интересов. Если их представительства за рубежом живут за счет продажи виз, естественно. они будут сопротивляться.

    Вообще нельзя обсуждать эту тему с тем, кто получает прямую выгоду от внедрения данного инструмента. Говорить необходимо с теми, кто может подняться над этой проблемой, абстрагироваться и посмотреть на нее с точки зрения интересов страны. А уже потом подумать, как компенсировать МИД потери.

    Если ведомство получает даже несколько миллионов долларов от продажи виз, давайте посмотрим, сколько из них они получают от реализации разрешений на въезд европейцам. И вот эту сумму потом компенсировать из госбюджета. Зато за счет развития туризма народ получит больше и бюджет тоже. Если 3-4 млн. долларов, которые зарабатывает внешнеполитическое ведомство от предоставления такого рода услуг, разделить на стоимость одной визы для европейца, то получим количество туристов. Посчитаем: если приток туристов из Европейского Союза увеличится хотя бы на 10 процентов, то они с лихвой заменят средства, полученные за все визы, выданные МИД в течение нескольких лет. То есть каждый одиннадцатый приносит в страну минимум 300-400 долларов и этих денег достаточно, чтобы с лихвой покрыть потери от невыдачи 10 виз.

    - Может, причина того, что к нам едет не столько гостей, как в Тбилиси или Киев, не в наличии визового режима,  а в том, что сама страна незнакома миру?

    - Понимаете, чтобы страна была узнаваема,  роль играет и виза. Иностранцы - народ  грамотный. И прежде чем надумать поехать куда-либо, обязательно наведут справки, нужно ли открывать визу. Если мы отвечаем - нужно, то у человека складывается мнение, что эта страна имеет недружественные отношения с его страной. Или в этой стране есть проблемы, из-за чего она ограничивает въезд и контролирует поток приезжающих. Это для него своего рода сигнал и дополнительный аргумент воздержаться от поездки.

    Второе. Насчет того, что нам тоже трудно выехать в Европу. Некоторые мидовцы весьма непрофессионально подходили к этой проблеме. Они говорили: ну раз не дают нашим гражданам визы, и мы к ним должны принимать адекватные меры. Но в последнее время такие разговоры прекратились, видимо, поняли наивность и глупость такой постановки вопроса. Разве мы можем тягаться с европейскими странами? Они для нас не являются миграционной и криминальной проблемой, а наши граждане для них таковыми являются. Поэтому каждая сторона принимает решение, исходя из своих интересов. Если бы мы для них были желанными туристами и инвесторами, то они бы создали для нас безвизовый режим. Вот Турция, где мы очень желанные покупатели, отменила их. Из КНР мы тоннами везли и везем грузы, так китайцы для наших туристов и челноков установили облегченный визовый режим. Там, где кыргызстанцы желанны, так и поступают. И правильно делают. Но мы-то не исходим из своих потребностей. Мы исходим от потребностей отдельного ведомства.

    - Если начинать лоббирование отмены визы, то с каких бы стран вы посоветовали это делать?

    - Умно объявить безвизовый режим для всех стран ЕС, Северной Америки и двух-трех стран Юго-Восточной Азии. Это если действовать решительно. Из этих стран нет статистики криминальных и миграционных проблем. Инвестиций и туристов мы ждем в первую очередь тоже оттуда. Сейчас если не хватает воли, то хотя бы начать с европейских стран.

    - Что вы думаете насчет более детального анализа результатов нововведений по отмене барьеров в туризме в Грузии и на Украине? С цифрами легче убедить чиновников.

    - Не только этот опыт необходимо взять на вооружение. Ведь существует мировой опыт. Я знаю африканские страны, которые объявили такой режим для всех стран, откуда к ним не было криминального потока. Даже Пакистан в декабре устами главы государства Мушшарафа, несмотря на внутренние проблемы, объявил о введении упрощенного режима большему количеству стран, чем мы, таких набралось 50-70. Они также заявили, что инвесторам будут открывать многократные визы на пять лет в течение 24 часов после обращения.

    - А у нас как дела обстоят с этим?

    - У нас сейчас получить многократные визы очень сложно даже тем иностранцам, которые здесь годами работают. Среди них люди с очень известными именами. Некоторые учителя, работающие в Бишкеке, испытывают трудности при получении годовой визы, не говоря о многократной.

    - А какие страны для нас являются наиболее интересными?

    - Западной Европы по большей мере. Страны Юго-Восточной Азии тоже привлекательны, но с ними надо работать, и одной из приманок для привлечения в нашу страну мог бы стать безвизовый режим. Туризм очень развит в Китае, это совсем недалеко от границы с Кыргызстаном. Туда со всего мира едут люди. Так эти путешественники могли бы каким-то ручейком потечь и в нашу сторону, если бы знали, что въехать в нашу страну можно без проблем. Это выгодно - организовывать маршруты не по одной стране, а сразу по всему Великому Шелковому пути. И потом, мнение, что стоимость визы - это не проблема для западных туристов, безосновательный аргумент. Я не видел ни одного человека, который бы игнорировал 30 евро. Да, он готов отдать их за удовольствие, но платить за разрешение въехать в незнакомую страну он не готов, потому что это доставляет хлопоты. Почему он должен платить, как будто ему больше некуда ехать? К нам приезжают, если быть откровенным, самые большие энтузиасты. А у всех остальных есть выбор. И довольно большой. Муж одной нашей кыргызстанки - иностранец. Когда ему пришлось ехать сюда и для этого ждать визы, он сыронизировал: "Наверное, в Кыргызстане есть нечто такое, чего нет в других странах".

    Да, у нас есть привлекательные места, есть уникальность, но у западного туризма возможностей гораздо больше, чем у нашего.

    - То есть в данном случае мы должны быть более заинтересованными их сюда заманить, нежели самим поехать к ним и оставить там свои кровные?

    - Для страны безусловно. Ведь барьеры снижают конкурентоспособность, впечатление. При этом мы часто забываем, что западные люди очень мобильные и для них вопрос, что надо дополнительно решать проблему въезда в страну, - это нежелательные, обременительные шаги. Учтите, путевку в любой конец мира европеец может купить не выходя из дома или офиса по Интернету. А визу нужно открывать отдельно, через посольство. Мы, к сожалению, такие факторы не учитываем в своей работе и теряем клиентов. Думаем, что упростили режим и это уже достижение. Но это лишь полумера, которая в принципе проблему не решает.

    - Оппоненты безвизового режима считают, что не стоит так акцентировать внимание на ЕС. Погоду нашему туризму делают граждане СНГ - россияне, казахи, которых больше всего. И потом, они оставляют здесь не меньше денег, чем граждане Евросоюза.

    - Это не совсем так. Они тратят достаточно, и, кроме того, их интерес распространяется на всю страну, а не на одно озеро Иссык-Куль, которое популярно у туристов из СНГ. Кстати, из-за этого озеро все более становится экологически уязвимым. Нам выгодно, что деньги европейских туристов растекаются по стране, а не аккумулируются на Иссык-Куле. К тому же западные туристы по уровню своей культуры, по уровню притязательности к качеству сервиса стимулируют развитие инфраструктуры, а не только отдельных видов пляжного туризма. И еще, западный гость способствует грамотности населения, потому что для его обслуживания нужна другая просвещенность во всех областях, и в особенности в оказании услуг. И последнее. Именно культура западного туриста, бережное отношение к национальному, культурному, историческому наследию кыргызов, ремеслам, экологическим ценностям местности заставляют расти наше сознание, беречь природу и культуру, сохранять традиционную духовность. На самом деле весь мир борется за международного туриста.

    Ну и главный аргумент: если ориентироваться только на соседей, это значит развивать политику изоляционизма, которая любую страну приводила к краху. Успешные политики и стратеги те, кто проповедуют политику открытости. Чем больше будет приезжать к нам людей из успешных развитых стран, тем больше у нас шансов вобрать самое лучшее со всего мира.

    Лариса ЛИ.

    


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/18178/


Распечатать: Не так страшен безвизовый режим, как его малюют РаспечататьОставить комментарий: Не так страшен безвизовый режим, как его малюют Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Не так страшен безвизовый режим, как его малюют Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.4042

EUR 81.1127

RUB   1.0244

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007