Распечатать: Наше место в наркотрафике РаспечататьОставить комментарий: Наше место в наркотрафике Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Наше место в наркотрафике Посмотреть комментарии

30 марта 2007

ПЕРСОНЫ

Наше место в наркотрафике

    Специалисты утверждают, что число наркозависимых в Кыргызстане достигло 55 тысяч, из них подростки до 18 лет составляют 12 процентов. Значит, каждый сотый наш соотечественник уже пристрастился к отраве.
    Раннее утро. Начало Маевки. В ворота неприглядного дома стучится молодая пара. Юношу буквально колбасило. Он едва передвигался. Девушка что–то отрывисто объясняет открывшему калитку мужчине. Тот исчезает на несколько минут. Возвращается уже со шприцем. Паренек укололся, и… жизнь показалась в розовом цвете.
    По утверждению местных жителей, подобная торговля здесь проходит практически круглосуточно. Милиция в этом районе редкий гость, да и заезжает чаще всего, чтобы торгаши наваром поделились. Где есть спрос, там, соответственно, будет и предложение. Так что как бы там ни заявляли о поимке очередного курьера, бароны найдут другого, и ситуация к лучшему не поменяется. Стоит ли содержать такое количество борцов с подобным негативом или лучше разработать более эффективные методы борьбы с этой заразой. У нас сегодня наркодельцов ловят МВД, КНБ, Финполиция, таможня, пограничники, еще Агентство по контролю наркотиков. А толку?
    Для Кыргызстана в первую очередь опасны наркотики афганского происхождения, незаконно перемещаемые через нашу территорию. В 2005 году в Афганистане произведено 4100 тонн опиума, в 2006–м — уже 6100 тонн. Если до 1992 года в Кыргызстане в год изымалось до пяти килограммов опия, а в 1993 году, когда началась афганская наркоэкспансия, — 150 килограммов, то в 2006–м общий вес изъятых опия и героина составляет 560 килограммов. Вообще рост числа потребителей связан с психологическим состоянием отдельного индивидуума и, конечно, социально–политической и иной нестабильностью в государстве. Человек, находящийся в постоянном стрессовом состоянии, считает наркотики лекарством от страха. Они давно стали угрозой номер один в мировом наркотрафике, на борьбу с ними мировое сообщество выделяет крупные суммы, однако это не приносит желаемых результатов.
    По мнению специалистов, причин неудач немало, и на многие из них государства, борющиеся с наркотранзитом, вынуждены закрывать глаза, не имея возможности справиться с ним без помощи стран–союзниц.
    Первая причина расширения наркотрафика — отдаленность крупнейших стран–потребителей наркотиков от мест производства и главных маршрутов наркотрафика. Отсюда вытекает вторая причина — недостаточное взаимодействие силовых структур на региональном и международном уровнях. Еще одна проблема: контроль над каналами героинового рынка все больше переходит в руки этнических однородных преступных группировок — цыганских, чеченских, таджикских и других, скрепленных кровными узами и имеющих “своих” по всему свету. Следующая причина — в странах, где проходит транзит наркотиков, резко увеличился процент наркозависимого населения. Кыргызстан — тому подтверждение. Эксперты утверждают, что, по данным на прошлый год, в странах транзита осело около 20 процентов переправляемого “товара”, и это тем более актуально для нас, учитывая, что через Кыргызстан идет один из основных каналов поставки героина в западные страны.
    Далее — политическая и силовая нестабильность приводят к тому, что Кыргызстан становится одной из стран мирового наркотрафика, и правоохранительные органы практически не имеют возможности повлиять на сложившуюся ситуацию. Да и коррупция разъела их изнутри. Следующая проблема — постоянно возникают новые маршруты транзита, изобретаются ранее не используемые способы перевозки наркотиков. И последнее: мировой рынок наркотиков, как и другие рынки мира, постоянно совершенствуется, появляются новые синтезированные вещества и способы пропаганды наркотиков.
    Единственным спасением от наплыва наркотиков остаются государственные границы. А если учесть, что большая часть афганской наркоты проходит транзитом через страны СНГ, то укрепление границ — основная задача. Особенно настораживает ситуация на таджикско–афганской границе, более тысячи километров которой охраняются российскими пограничниками. В прошлом году ими было конфисковано около 10 тонн наркотических веществ, что немало, однако в сравнении с объемами трафика (сотни тонн в год) такие успехи лишь сдерживали наркодельцов от массового героинового потока.
    Самое страшное впереди: к лету текущего года начнется вывод российских пограничников из Таджикистана, и поток наркотиков захлестнет азиатский рынок. Аналитики считают, что решение о выводе пограничников, более ста лет охранявших таджикско–афганскую границу, было пролоббировано международными наркобаронами. И если в других странах СНГ, ставших частью героинового наркотрафика — Узбекистане, Казахстане и Кыргызстане, — регулярно проводятся антинаркотические операции, то Туркменистан отказывается от участия в международных противодействующих акциях.
    Теперь об отмывании наркодолларов. Эта тенденция имеет место в Бишкеке, особенно в сфере строительного бизнеса и сделок с недвижимостью и с землей. Этот бизнес в Кыргызстане сейчас переживает бум, трудно объяснимый с точки зрения простой арифметики — число сделок с недвижимостью явно превышает платежеспособность населения. До 40 процентов операций с жилой недвижимостью в нашей столице преследуют инвестиционные цели. Из этой части сделок, по оценкам, более половины — это отмывание денег от продажи наркотиков. Также часть сделок с недвижимостью имеет целью действительно приобретение жилья как такового, но и в этих сделках, по оценкам специалистов, доля “черного нала” составляет не менее трети. До сих пор в Кыргызстане при приобретении объекта недвижимости никого не интересует происхождение денег, то есть сделка с недвижимостью автоматически “отмывает” сомнительные деньги. Есть вполне объективные данные о попытках встраивания новой кыргызстанской элиты в старые схемы наркотрафика. Причем чем хуже обстоят дела в реальном секторе экономики, тем больше тяготение элиты к быстрым доходам от “виртуальной экономики”, каковой по сути и является наркобизнес.
    В прошлом году АКН КР внесло на рассмотрение депутатов ЖК проект закона о профилактике наркозависимости, разработанный на основе международного опыта. В нем предусматривались и новейшие подходы к решению этой проблемы — программы “снижения вреда”, заместительная терапия и прочее. Однако законопроект “завис” в ЖК. Это к тому, что мы выступаем за отказ от принудительного лечения, которое слишком очевидно доказало свою несостоятельность. Достаточно вспомнить советские ЛТП, в которых фактически не лечились, а принудительно работали алкоголики и которых от этого не стало меньше. Вот и задаешься вопросом: может, не будем больше наступать на те же грабли?
    Да и для государства это непосильная ноша. Для организации системы принудительного лечения необходимо два миллиарда сомов единовременно и, кроме того, до 300 миллионов сомов ежегодно на поддержание ее работы.
    Так что надо выбрать: либо займемся профилактикой и организуем лечение по самым передовым технологиям, либо дальше падать в опийную яму. Все это сегодня зависит от наших парламентариев.
    Любовь БОРИСЕНКО, экономический обозреватель “МСН”

    


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/17918/


Распечатать: Наше место в наркотрафике РаспечататьОставить комментарий: Наше место в наркотрафике Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Наше место в наркотрафике Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007