Распечатать: Хватит политиканствовать. Пора приступать к делу РаспечататьОставить комментарий: Хватит политиканствовать. Пора приступать к делу Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Хватит политиканствовать. Пора приступать к делу Посмотреть комментарии

2 февраля 2007

ЭКОНОМИКА

Хватит политиканствовать. Пора приступать к делу

    Если непредвзято и трезво посмотреть на нашу жизнь после 24 марта 2005 года, надо будет признать, что чуть ли не все эти без малого два года шла антиобщественная эскалация конфронтации между законодательной и исполнительной ветвями власти. И те и другие беспечно теряли время, все очевиднее утрачивали чувство здравого смысла, нимало не тревожась по поводу того, что страна и общество находятся в сложнейшей ситуации.
    Наиболее веские аргументы этого — социально–экономическое положение Кыргызстана по итогам деятельности в 2005—2006 гг. И если спад в промышленности и сельском хозяйстве 2005 г. объяснялся постреволюционным хаосом и раздраем, то как и чем можно объяснить и оправдать, что в 2006 г. рост реального ВВП составил всего 2,7%? Самый низкий среди стран Содружества.
    Думаю, здесь уместно вспомнить выступление президента Курманбека Бакиева 15 октября 2005 г. на республиканском совещании с депутатами, членами правительства, главами местных госадминистраций. Тогда он, в частности, говорил: “Мы должны прекращать заниматься политикой до следующих выборов, и все должны серьезно заниматься экономикой. Более важной работы, чем эта, у нас сегодня нет”. И далее, определяя задачу на 2006 г., президент отмечал необходимость обеспечить рост ВВП на уровне 8 процентов в год, подчеркивал, что это вполне реальная задача.
    Если учесть, что на том же совещании К. Бакиев потребовал от правительства приложить все усилия, чтобы завершить 2005 г. с ростом экономики на уровне 3 процентов, но вместо этого произошел спад на 0,6 процента, то напрашивается вывод: либо глава государства изначально ставил перед правительством недосягаемые цели, либо правительство не соответствовало уровню выдвигаемых задач. Тогда попутно хотелось бы спросить: почему же, подводя итоги деятельности возглавляемого Феликсом Куловым кабинета министров, президент позитивно оценил его достижения в экономике? Чтобы подсластить горькую пилюлю и соблюсти подобающие случаю приличия? Но та ли ситуация на дворе, в политической, социальной, экономической сферах, чтобы власть занималась бессодержательным обменом дежурными любезностями?
    Год от года мы все более отстаем от партнеров по СНГ в экономическом развитии. И не в последнюю очередь оттого что политика в стране подменена политиканством, люди, называющие себя политиками, занимаются не конкретными делами, а пустопорожними разговорами, время и энергия структур власти в центре и на местах уходят на интриги, бессмысленные и бесплодные выяснения отношений, на межклановые и межрегиональные разборки.
    Государство — мот и транжира
    Все без малого 15 лет правления А. Акаева в стране не прекращались разговоры о всемерном развитии экспортного потенциала, поддержке предприятий и предпринимателей, выпускающих экспортную и импортозамещающую продукцию. Много говорилось, но ровным счетом ничего не делалось.
    Новое руководство уже даже не ведет разговоры о необходимости кардинально менять внешнеэкономическую ситуацию. А потому налоговых стимулов и каких–либо льгот в денежно–кредитной политике для таких производителей товаров как не было, так и нет. Более того, Кыргызстан в последние два года оказался куда большим мотом и транжирой, чем прежде.
    К примеру, если с 1992 по 2004 г. максимум отрицательного сальдо во внешнеторговых операциях достиг 332 млн. долларов, и случилось это в 1996 году, то уже в 2005 г. отрицательное сальдо перевалило за 361 млн. долларов, а в 2006 достигло вообще запредельной цифры в 966 млн. И это в то самое время, когда в стране идут ожесточенные споры, присоединяться или нет к инициативе HIPC.
    Признаться, трудно понять логику правительства, которое всеми силами добивается списания хотя бы части внешних заимствований и в то же время с каким–то безоглядным отчаянием бросается скупать на внешнем рынке все подряд, не считая наличность в кошельке.
    В отличие от президента, видя это, не могу признать деятельность правительства в 2006 г. успешной. Беспрецедентно опережающий рост импорта над экспортом чрезвычайно опасен не только для экономики Кыргызстана в целом, но и для отечественных производителей в частности, да и для потребителей тоже. Ведь, не развивая собственное производство, живя на всем импортном, мы становимся заложниками внешнего рынка. Можно понять и оправдать то, что в республику ввозятся товары, которые в ней не производятся, но чем объяснить то, что в больших количествах завозится продукция, которую страна должна в избытке производить не только для внутреннего потребления, но и на экспорт. Как же, за счет чего мы можем возродить и поднять собственную промышленность и освободиться от ярма внешнего долга?
    Кому в Кыргызстане жить хорошо?
    По данным Нацстаткомитета, средняя зарплата за год возросла в республике на 18,2 процента и составила в январе — ноябре 2934 сома. Но вот минимальный потребительский бюджет на человека возрос за тот же период на 37,6 процента.
    Предвижу возражения. Необходимо учитывать, что 9 июня прошлого года Жогорку Кенеш утвердил новые минимальные нормы потребления продуктов питания и структуру МПБ для социально–демографических групп населения республики, а 7 августа был принят Закон “О государственных минимальных социальных стандартах”, в силу чего ассортимент товаров новой продовольственной корзины был расширен до 52 наименований. В частности, нормы потребления овощей и бахчевых увеличены в 2,1 раза, фруктов и ягод — в 3,2, молока и молочных продуктов — в 1,2, сахара и кондитерских изделий — в 2,2, рыбы и рыбных продуктов — в 3,4, яиц — в 4,4 раза. А вот нормы потребления хлеба и хлебопродуктов снижены в 1,8 раза.
    Питательная ценность продовольственной корзины увеличилась почти на 182 ккал, достигнув 2431. В связи с этим прожиточный минимум в среднем возрос за год с 1837 до 2528 сомов.
    Что можно сказать на это? Наверное, лишь то, что наш прежний, весьма скромный МПБ летом прошлого года был хоть в какой–то мере приближен к стандартам, рекомендуемым Всемирной организацией здравоохранения. Непонятно когда и кем утвержденный ранее МПБ был явно занижен. Он не позволял человеку умереть от истощения, но и не обеспечивал достойной жизни.
    Согласно статистике, самые высокооплачиваемые в Кыргызстане — работники сферы финансовой деятельности. Средняя зарплата в январе — ноябре прошлого года у них составила 10,507 сома. Впрочем, подобная картина наблюдается практически во всех странах СНГ. Например, в России в начале года средняя зарплата финансистов равнялась 28094 рублям.
    Но вот на втором месте в нашей республике просто с чудовищным разрывом идут специалисты, занятые производством и распределением электроэнергии, газа и воды, — 4926 сомов, тройку лидеров замыкают транспортники и связисты — 4877 сомов. Далее плотной группой идут горнодобытчики — 3965, занятые в гостиничном и ресторанном бизнесе — 3959, персонал перерабатывающих предприятий — 3927 сомов.
    Самые низкие зарплаты традиционно в сельском и лесном хозяйстве — 1256, здравоохранении и сфере социальных услуг — 1688, образовании — 1899, рыболовстве и рыбоводстве — 1912.
    Регионы по этому показателю можно условно разбить на три группы. Вне конкуренции, особняком стоит город Бишкек. В столице средняя зарплата составила 4276 сомов.
    Ко второй группе можно отнести Чуйскую область — 2846, город Ош — 2814, Джалал–Абадскую — 2430 и Нарынскую область — 2415. В третью группу входят Иссык–Кульская — 2059, Баткенская — 1867 и Таласская область — 1850. Правда, к бедным иссыккульцев едва ли можно отнести. Сомнительно, чтобы в данных Нацстаткомитета о средней зарплате были учтены доходы от обслуживания туристов в курортный сезон, а также от хищнического лова рыбы, принявшего угрожающие для рыбных запасов озера размеры.
    Заслуживает внимания и то, что самый высокий рост средней зарплаты наблюдался в отчетном периоде в гор. Оше — 19,4 и в Джалал–Абадской области — 17,8 процента. Однако в этой области отмечен и самый высокий уровень инфляции — 9 процентов. При этом цены на продовольствие выросли на 16,9 процента. И это при том, что примерно две трети доходов большинство граждан тратят на пищевые продукты.
    Страна пуганых
    инвесторов
    Знакомясь с итогами социально–экономического развития Кыргызстана за 2006 год, я обратил внимание вот на что. При увеличении объема реального ВВП на 2,7 процента рост капиталовложений (инвестиции) в основной капитал страны превысил 18 процентов, составив 14,3 млрд. сомов.
    Конечно, не зная постатейного расклада, за счет чего произошел такой рост, во что были вложены эти миллиарды сомов (приобретение инновационных технологий, современного оборудования, техники, машин, строительство промышленных объектов и т.д.), трудно судить о том, насколько рационально, по–хозяйски были использованы эти средства. Однако столь большое расхождение между ростом инвестиций и реального ВВП все же заставляет думать, что эффективность капвложений у нас не очень высока.
    Нельзя не заметить и то, что при значительном росте общих вложений сильно сократились внешние и прямые иностранные инвестиции. Если в 2005 году, несмотря на революцию, ПИИ составили 316 млн. долларов США, или 15,6 процента всех капвложений, то в 2006 — 202 млн. долларов (12 процентов). А доля внешних инвестиций в целом сократилась с 28,4 до 19,5 процента.
    Что скрывается за потерей интереса зарубежных инвесторов к Кыргызстану? Случайный ли это эпизод, реакция на перманентные митинги и шествия, разочарование в новой власти и снижение доверия к проводимой ею политике или же нездоровый ажиотаж вокруг инициативы HIPC? Но что бы за этим ни стояло, уроки из этого спада извлечь необходимо.
    Если взглянуть на проблему в региональном разрезе, то вряд ли кого удивит рост инвестиций в гор. Бишкеке почти на 20 процентов или в Иссык–Кульской области, где в последнее время наблюдается строительный бум в курортной зоне, в 2 раза. Но вот рост капвложений в основной капитал в 3,4 раза в Баткенской области (с 282,6 до 964,6 млн. сомов) свидетельствует, что правительство повернулось лицом к заботам, пожалуй, наиболее экономически отсталой области.
    Хотя объем инвестиций в Джалал–Абадской области вырос на 30,2 процента (с 1318,6 до 1716,9 млн. сомов), достаточным его назвать вряд ли можно. Ведь здесь расположены строящиеся Камбаратинские ГЭС. И такой рост капвложений попросту не способен вывести эти объекты из разряда долгостроя.
    Вячеслав ТИМИРБАЕВ.

    


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/17120/


Распечатать: Хватит политиканствовать. Пора приступать к делу РаспечататьОставить комментарий: Хватит политиканствовать. Пора приступать к делу Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Хватит политиканствовать. Пора приступать к делу Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8500

EUR 78.6581

RUB   1.0345

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007