Распечатать: Удастся ли создать единый турпродукт Центральной Азии? РаспечататьОставить комментарий: Удастся ли создать единый турпродукт Центральной Азии? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Удастся ли создать единый турпродукт Центральной Азии? Посмотреть комментарии

6 декабря 2006

ЭКОНОМИКА

Удастся ли создать единый турпродукт Центральной Азии?

    Когда–то через нашу республику все дороги вели с Запада на Восток. Сегодня о возрождении Великого Шелкового пути мечтают не только политики и экономисты, но и туристические компании. С развалом Союза, как это ни парадоксально, любителям приключений и неизведанных стран пересекать границы когда–то братских республик стало сложнее, чем побывать в Европе или получить визу в государства тихоокеанского побережья. Учитывая интерес, который к Центральной Азии у всего мира растет, недавно Кыргызская ассоциация туроператоров (КАТО) принимала коллег из Узбекистана и Таджикистана, чтобы обсудить с ними возможности более тесного сотрудничества и разработки общей стратегии продвижения турпродуктов на мировой рынок.
    В зале витала идея создания союза туристических организаций с центром в Бишкеке. Не все участники с оптимизмом жаждали объединения и совместной работы. Надо сказать, что за 15 лет самостийности среднеазиатских республик тур-
    операторы сами научились налаживать мосты с узбекскими и таджикскими компаниями и, несмотря на преграды и барьеры, отправлять туда и принимать оттуда иностранцев, желающих за один тур посетить несколько стран. Поэтому предложение о союзе вызывало опасение, что это будет очередная надстройка, объединяющая ассоциации трех стран, без практической пользы для его членов.
    Однако все понимали, что обмен информацией необходим, как необходимо и быть постоянно в курсе всех изменений в законах, касающихся индустрии туризма. Да и на крупных международных ярмарках легче и экономически выгоднее участвовать вместе. Например, закупить единую площадь и выставить общий стенд, рассказывающий о достопримечательностях не одной страны, а сразу трех.
    Вряд ли турист из Японии или Латинской Америки, проделавший путь в несколько тысяч километров, чтобы увидеть прекрасную природу Кыргызстана, откажется посмотреть заодно древние памятники Самарканда, Бухары, Хивы, посетить Казахстан или Таджикистан и оттуда отправиться в Китай. Ведь все эти страны находятся рядом, их соединяет Великий Шелковый путь.
    С целью объединить усилия в борьбе за туристов, лоббирования законов в своих странах, ведущих к либерализации визового режима и отмене препятствий, мешающих сотрудничеству, приехал в Кыргызстан председатель Ассоциации частных туристических организаций Узбекистана Саид Раубов. Он рассказал, как развивается эта отрасль у них:
    — В Узбекистане в этом секторе работают 420 компаний и фирм, имеющих лицензию. Из них 10 процентов — крупные компании, играющие ведущую роль на этом рынке. Они–то в основном и занимаются международным туризмом, имеют свои отели. На долю туристической отрасли, несмотря на то, что в советские годы она была развита гораздо лучше, чем в Кыргызстане, приходится 0,16 процента ВВП. А у вас эта цифра равна 4 процентам. Поэтому правительство не считает туризм ведущей отраслью экономики, скорее сферой услуг.
    Из слов гостя стало понятно, что, хотя узбекское законодательство по туризму сильно отличается от кыргызского, существующие проблемы схожи с нашими. Это и вопросы обеспечения безопасности иностранцев, и легализация оборота “черных” денег, и привлечение инвестиций, и необходимость введения единой системы статистики туристов, и подготовка квалифицированных кадров. Саид Ахмедович, как и его коллеги из Кыргызстана, озабочен сезонностью бизнеса и ломает голову над тем, как сделать его круглогодичным.
    В Узбекистане туризм более зарегулирован — для его ведения требуются лицензия и сертификаты, но зато там фискальные органы проверяют туроператоров один раз в четыре года.
    Другой гость, Фаттох Файзуллаев, генеральный директор “Таджик-авиатур”, почти во всем был солидарен с пожеланиями своего узбекского коллеги. Он также призывал консолидироваться, выступать против более сильных конкурентов единой командой. Центральноазиатский турпродукт гораздо привлекательнее для зарубежного путешественника, чем отдельно кыргызстанский, таджикистанский или узбекистанский.
    Эту идею поддержали президент КАТО Йен Клейтор, представители МДС, ОБСЕ. Кстати, ОБСЕ уже давно предлагала объединиться, и лишь теперь “процесс пошел”.
    Когда материал уже был написан, исполнительный директор ассоциации Нуржан Эрнесова сообщила: после достаточно бурных обсуждений все туроператоры пришли к тому, что союзу туристических организаций быть. Зарегистрирован он будет в Бишкеке. Такое пожелание высказали и гости, и ОБСЕ.
    Лариса ЛИ.

    


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/16492/


Распечатать: Удастся ли создать единый турпродукт Центральной Азии? РаспечататьОставить комментарий: Удастся ли создать единый турпродукт Центральной Азии? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Удастся ли создать единый турпродукт Центральной Азии? Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8333

EUR 78.7929

RUB   1.0270

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007