Распечатать: Бюрократ находится вне зоны доступа РаспечататьОставить комментарий: Бюрократ находится вне зоны доступа Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Бюрократ находится вне зоны доступа Посмотреть комментарии

5 декабря 2006

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Бюрократ находится вне зоны доступа

    Проблема доступа к информации в течение последних лет была в нашей стране предметом интереса довольно узкого круга людей. Как советовали герою из фильма “Чародеи”, проходя сквозь стены, соблюдать три условия — видеть цель, верить в успех и не замечать препятствий. Примерно такой же рецепт приходится использовать нашим гражданам при общении с чиновниками. Но при этом неплохо бы еще знать некоторые нюансы. Как пожаловаться в органы власти или хотя бы в домоуправление так, чтобы вашу “челобитную” не сунули под сукно? И если все же сунули, кому обжаловать такой поступок? Ответить на эти вопросы мы попросили уже знакомого нашим читателям юриста, директора Общественного фонда “Центр правовых исследований”, адвоката Табылды УМРАЛИЕВА.
    — Табылды Душенбекович, давайте поговорим о законодательстве по доступу к информации о деятельности органов власти, проблемах и перспективах его возможного развития.
    — Хотел бы сказать, что в настоящее время в национальном законодательстве имеются соответствующие нормативные правовые акты, регламентирующие доступ граждан к информации о деятельности органов власти. Вместе с тем несистематизированный и устаревший характер законодательства на доступ к информации не позволяет гражданам эффективно реализовывать свои права. И одним из примеров может служить Закон “О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан”.
    — Какие вы видите проблемы в названном законе?
    — Этот закон, принятый одиннадцать лет назад, по своему содержанию противоречит Конституции и не отвечает современным правовым реалиям. Хотел бы коротко остановиться на отдельных его положениях.
    Требования закона об обязанности “общественных и иных органов, предприятий, организаций и учреждений, их руководителей” вести переписку с гражданами противоречат Конституции, которая не возлагает на граждан, объединившихся по общественным или профессиональным интересам, такие обязанности. Принудительное требование закона выполнять работу по рассмотрению чьих-то обращений и отвечать на них по отношению к частным лицам и организациям противоречит конституционным принципам свободы деятельности общественных объединений и свободы предпринимательской деятельности.
    Читая закон, приходишь к выводу, что написан он прежде всего для чиновника, для которого любое обращение граждан почти всегда нежелательно и обременительно. Именно поэтому содержательная часть закона обставлена оговорками о том, какова должна быть форма обращения гражданина, как оно должно подписываться, когда его можно не читать или оставлять без рассмотрения и прочее. Названные оговорки и другие формальные условия, сковывающие гражданина, надо решительно убирать из закона.
    Основное же возражение вызывают сроки рассмотрения заявлений и жалоб. Установленный статьей 9 закона месячный срок для рассмотрения жалоб и заявлений ничем не оправдан. Большие сроки для подготовки ответа на заявления граждан способствуют лишь волоките. Независимо от срочности обращения гражданина его заявление на законных основаниях вылеживается на столе у чиновника целый месяц.
    По практике могу сказать, что, несмотря на установленный законом месячный срок для подготовки ответа, и после неоднократных письменных напоминаний адресату вы можете без каких-либо объяснений вообще не получить ответа на свой запрос. И в такой ситуации, к сожалению, никто за это безобразие не ответит. Я уже не говорю об “открытости” работы чиновников от органов власти, когда все рассуждения об их доступности и озабоченности людскими проблемами начинаются и заканчиваются у постового при входе в административное здание.
    — Есть ли предложения для разрешения перечисленных проблем?
    — Для устранения оговорок и формальностей в пользу бюрократии назрела необходимость нового законопроекта по обсуждаемым вопросам. Помимо рассмотрения индивидуальных заявлений, своего разрешения в законодательном порядке требует рассмотрение коллективных обращений граждан, заявлений и предложений, принятых на митингах и собраниях, во время голодовок и акций протеста. Как власти должны реагировать на эти акции, которые стали обычным явлением нашей действительности?
    В будущем законе должны содержаться нормы о контроле и надзоре за организацией рассмотрения обращений и приема людей, устанавливаться систематическая отчетность соответствующих государственных и других структур. Должны предусматриваться меры по выявлению и устранению причин нарушения законных прав и интересов граждан. Важно, чтобы ни одно обращение не оставалось без внимательного и объективного рассмотрения. Причем эти нормы закона должны быть максимально конкретными и жесткими. Рассмотрение обращений граждан должно стать одним из приоритетных направлений работы государственного аппарата. И такой приоритет должен не только декларироваться, но и подкрепляться созданием финансовых и организационных условий для своевременного и полного рассмотрения обращений.
    — Говоря о проблемах отдельного закона, наверное, было бы целесообразно говорить о необходимости системного подхода к информационному взаимодействию граждан и государства?
    — Вы совершенно правы. Необходимо проводить различие между собственно возможностью гражданина требовать от государства интересующей его информации и информационным обслуживанием населения, связанным с правом граждан на доступ к информации о деятельности органов власти. Централизованное снабжение общественности нормативной и иной информацией — это необходимый и естественный элемент государственного руководства, без которого нельзя говорить об эффективности управления. Заинтересованной стороной здесь уже выступает государство, а не гражданин, поскольку результат, то есть эффективное управление, имеет значение для всего общества и государства, а не только для отдельных индивидов.
    Сегодня же пока еще сохраняется тенденция, когда право граждан на получение информации трактуется просто как право получать информацию только через СМИ или путем выбора кнопки на пульте телевизора. И такую ситуацию необходимо исправлять законодательно.
    — При существующем законодательстве о доступе граждан к информации вы считаете, что нам нужен новый закон?
    — Думаю, что да. Основные элементы проводимой административной реформы, реформа государственной службы, существующая правовая база позволяют говорить о принятии самостоятельного закона о порядке предоставления информации органами государственной власти. Сегодня законы о праве на информацию имеют около сотни государств. При этом важно, чтобы все усилия были сконцентрированы не на решении законодательных проблем прав граждан на доступ к информации, а на подробное регулирование процедур доступа к информации, порядка предоставления информации гражданину органами власти в любых возможных формах, а также установить требуемые для этого правовые гарантии.
    — О каких процедурах доступа к информации в новом законе может идти речь?
    — В зависимости от способа организации получения информации можно было бы выделить несколько видов процедур доступа:
    — опубликование официальной общественно значимой информации в средствах массовой информации. Это может быть информация об основных решениях органов власти, доклады органов государственной власти и местного самоуправления о результатах работы за отчетный период, материалы с основными данными о структуре и порядке работы органов власти;
    — обеспечение непосредственного доступа к документам и материалам органов государственной власти и местного самоуправления, включая архивы официальной информации органов власти, библиотечные фонды официальной информации;
    — доступ к заседаниям органов власти, меры по организации посещения заседаний;
    — предоставление документов и материалов заинтересованным лицам на основании их запроса.
    — Насколько быстро могут быть реализованы новые проекты законов, подталкивающих к эффективности и открытости работы органов власти?
    — Прежде всего речь идет о необходимости разработки текстов вышеперечисленных законопроектов. И в этом основной вопрос, так как в настоящее время в этом нет заинтересованного лица. Попытки реализовать высказанные идеи через органы государственного управления ни к чему не привели. И это было ожидаемо. Надеюсь, настоящее интервью даст толчок для начала необходимой и социально востребованной работы.
    Токторбек ДЖАНАЛИЕВ.

    


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/16457/


Распечатать: Бюрократ находится вне зоны доступа РаспечататьОставить комментарий: Бюрократ находится вне зоны доступа Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Бюрократ находится вне зоны доступа Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8310

EUR 79.8168

RUB   1.0647

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007