Распечатать: О национальной стратегии развития и ближайших задачах РаспечататьОставить комментарий: О национальной стратегии развития и ближайших задачах Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: О национальной стратегии развития и ближайших задачах Посмотреть комментарии

29 сентября 2006

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

О национальной стратегии развития и ближайших задачах

    Послание Президента Кыргызской Республики Курманбека Бакиева народу Кыргызстана
    Уважаемые соотечественники!
    Уважаемые депутаты Жогорку Кенеша!
    Уважаемые гости!

    Наша страна подошла к историческому моменту, когда необходимо объективно осмыслить итоги предыдущих пятнадцати лет. Избавиться от ошибочного, вредного, поставить новые цели и задачи, отвечающие требованиям времени.
    Завтрашний день страны, ее судьба зависят от осознания каждым из нас своего долга перед Родиной, перед народом.
    За годы независимости нами пройден немалый путь. Главным его итогом стало то, что ценности рыночной экономики и демократии прочно вошли в жизнь. Народ понял, что надеяться нужно только на собственные силы.
    К сожалению, многие достижения минувших лет оказались перечеркнутыми. Узурпация власти одним человеком, одной семьей и их окружением, которое ставило свои корыстные цели выше судьбы народа и страны, привела в конечном итоге к мартовским событиям 2005 года.
    Это тяжелый урок для всех нас. Наши мудрые предки говорили: “Богатство народа — справедливость”. Прежняя власть забыла о справедливости и была вынуждена бежать из страны, бросив свой народ. Сегодня очевидно, что принципы справедливости необходимо соблюдать на всех уровнях власти. Без этого страна никогда не станет мощной. Распри и раздоры могут вестись бесконечно и могут привести к разрушению единства и благополучия страны. Казахстан, Россия и некоторые страны СНГ за последние 15 лет ушли далеко вперед по сравнению с Кыргызстаном. Сотни наших соотечественников вынуждены покидать свою Родину. Массовая миграция — явление, за которое должно быть стыдно политикам, которые выступают от имени народа.
    С марта прошлого года власть стремилась решить злободневные проблемы кыргызстанцев. Конечно, можно было сделать больше, но мы потратили много сил и времени на политические разбирательства, на преодоление сопротивления сторонников прежнего режима, на восстановление нормальной жизни. Надо признать, что не все ожидания народа пока оправдались.
    Теперь пришло время стратегических решений, корректировки курса реформ, постановки ясных задач. Сегодня нам нужна четкая и понятная цель, которую мы ставим перед собой и страной. Пока наши намерения не станут понятны народу и не получат его поддержки, мы не сможем выйти из непростой ситуации.
    
    О наших целях и стратегии
    Хочу предложить свое видение, какими должны быть цели, которые мы ставим перед страной и народом.
    Нашей стратегической целью должно быть сохранение и развитие кыргызского народа, государства, культуры и языка.
    Нашей целью на ближайшие пятнадцать лет должно быть обеспечение уровня жизни не ниже среднего в мире, формирование конкурентоспособной экономики, с высоким качеством интеграции в мировую систему.
    Нашей целью на ближайшие пять лет должно быть создание надежных основ государственности — сохранение национальной культуры, полноценная демократия, рыночная экономика, достойная жизнь граждан, стандарт социальных гарантий, справедливая и эффективная власть, возрождение моральных устоев, патриотизм.
    Их реализация будет решена в три этапа. Я называю их реконструкцией страны, устранением допущенных искривлений.
    Первый этап заключался в том, чтобы вывести из критического режима и обеспечить бесперебойную работу всех органов государственного управления, всех секторов экономики, важнейших систем жизнеобеспечения страны. Мы эту задачу решили.
    Сегодня мы стоим перед вторым этапом. Его важнейшие задачи
    :— восстановление твердой власти в стране, верховенства закона;
    — внесение изменений и дополнений в Конституцию;
    — формирование дееспособных политических партий, гражданского общества, воспитание нового поколения политической элиты;
    — обеспечение структурных преобразований в экономике с опорой на новые технологии.
    К выборному циклу 2010 года мы должны подойти с политико–экономическим пространством и новым качеством власти.
    Третий этап — формирование конкурентоспособной страны, не только в экономическом, но и в политическом, культурном и социальном планах. Во второй половине следующего десятилетия Кыргызстан должен стать состоявшейся страной, способной обеспечить среднемировой уровень доходов граждан и достичь стратегических целей.
    
    Приоритеты и задачи ближайшего этапа
    Для достижения поставленных целей надо, чтобы текущие, неотложные задачи сочетались с работой на перспективу.
    В экономике добиться резкого роста деловой активности. Это ключевая цель на второй этап нашей стратегии. При этом у нас есть четыре базовых направления.
    Первым я назвал бы формирование мощных источников экономического движения. Это крупные инвестиционные проекты.
    Мы должны отдавать себе отчет, что Кыргызстан — малая страна с объемом ВВП около 2,5 млрд. долларов. Мы в состоянии инвестировать из собственных доходов менее 300 миллионов долларов. Кроме того, для обеспечения темпа на уровне 8 процентов в год экономический рост должен быть не потребительски ориентированным, а инвестиционным. Экономический рост, основанный на благоприятной конъюнктуре цен на сырье (золото, например), — это рост без развития.
    Ключевым для нас является привлечение внешних инвестиций.
    Необходимо сосредоточить внимание на четырех основных крупных инвестиционных проектах: энергетика, коммуникации, сельское хозяйство и горнорудная промышленность.
    Ключевым вопросом долгосрочного экономического развития является энергетическая независимость страны. Мы тратим более 12 миллиардов сомов в год на приобретение энергоресурсов. Из–за этого растут издержки производства, снижается конкурентоспособность продукции, повышаются затраты на содержание социальной сферы. Не обеспечивается не только развитие, но и даже поддержание на требуемом техническом уровне сетевого энергетического хозяйства. Уровень физического износа сетей — 80 процентов, а в ряде населенных пунктов срок эксплуатации сетей давно истек. Это грозит масштабным техногенным кризисом.
    Эту ответственность должны хорошо понимать в Жогорку Кенеше. От его решений зависят перспективы развития энергетики. Нужно отдать энергетический сектор в руки хозяев. Приведу один пример. В Иссык–Кульской области по инициативе Национальных электрических сетей действует частная компания “Аксэл”, которая обеспечила стопроцентную собираемость средств за электроэнергию и даже вернула часть долгов прежних периодов. За 7 месяцев здесь на 11 процентов снижены потери, четко рассчитываются с поставщиками электроэнергии. Надо смелее двигаться в этом направлении, уже в этом году выйти на тендеры по энергосетям и генерирующим мощностям, провести их открыто и честно, под контролем Жогорку Кенеша и общественности.
    Необходимо в несколько раз увеличить инвестиции в строительство коммуникаций: автомобильных дорог, авиасообщений, связи и решить принципиальные вопросы строительства железнодорожной магистрали Торугарт — Карасуу, в перспективе соединив ее с Балыкчи.
    Дороги — это кровеносная система экономики. Реконструированная дорога Бишкек — Ош стала обрастать сервисом, формировать рабочие места, вовлекая в хозяйственный оборот внутренние районы. Надо довести все внутренние дороги до такого уровня. За этим стоит не только экономическое возрождение села, малых городов, но и преодоление отсталости, провинциализма, бедности.
    О добыче полезных ископаемых. Прежнее руководство отдавало крупные месторождения в разработку иностранным компаниям, а мелкие вовсе не разрабатывались. Последствия такой политики — мы не получили планировавшихся доходов от Кумтора, несколько лет не могли запустить Джеруй, Талды–Булак и получили захват Кара–Кече.
    Нам не обойтись без освоения недр. Но оно должно носить комплексный характер, порождать мультипликационные эффекты для регионов, для страны в целом, выступать генератором местного и общенационального развития. В проектах освоения недр максимально должны быть задействованы местные ресурсы и производственные мощности.
    Второе базовое направление экономической стратегии — развитие экономической активности, улучшение бизнес–среды, совершенствование структуры экономики.
    Здесь несколько ключевых приоритетов.
    Первое. Четко провести границы полномочий государственных органов в регулировании экономики. Надо конституционно запретить принимать законы, которые бы ухудшали положение предпринимателей, нарушали их права, законодательно установить, что новые экономические правила могут вводиться в действие только в сроки, позволяющие субъектам экономики предотвратить потери от их введения, определить в законе, ответственность за ущерб, возникший в результате принятия закона, должны нести те, кто его принял и подписал.
    Второе. Стремиться к формированию сильных и крепких экономических субъектов, которые могли бы с успехом работать как минимум на региональном рынке, обеспечивать технологическую модернизацию и совершенствование технологий. Для этого нужно пересмотреть характеристики того, что мы называем малым и средним бизнесом, менять шкалу с соответствующими налоговыми режимами. Критерии должны быть если не европейскими, то хотя бы соответствовать российским и казахским.
    Надо также определиться со специализацией Кыргызстана в условиях открытых глобальных рынков.
    Третье. Развитие рынка труда и оптимизация миграционных процессов. Спрос на рабочую силу на рынках развитых и крупных стран растет. Сегодня идет межстрановая конкуренция за человеческий капитал. Мы видим, что в сфере трудовой миграции обеспечена занятость большого количества кыргызстанцев. Их вклад в экономику страны экспертами оценивается в объеме порядка 500 млн. долларов США. Это практически еще один бюджет страны.
    Однако стала ощущаться нехватка квалифицированных работников в самом Кыргызстане. Растет социальная разобщенность нации, отрыв мигрантов от национальной культуры и так далее.
    Наша задача — максимально увеличить положительные моменты, которые дает трудовая миграция, одновременно снизив до минимума ее негативные последствия.
    Еще одно базовое направление экономической стратегии — сельское хозяйство.
    Его ключевыми проблемами являются мелкотоварность производства, низкий уровень технологической переработки продукции и ее качества, отсутствие маркетинговых систем, должной инфраструктуры.
    Нам нужна новая аграрная политика. С одной стороны, наращивать крупные специализированные хозяйства индустриального типа, а с другой — создавать сетевые структуры, в которых множество мелких производителей делают один товар определенного стандарта и под одной торговой маркой.
    Я считаю очень интересной идею специализации республики на производстве сельскохозяйственной продукции селекционного назначения. Наша страна могла бы стать региональной лабораторией селекции растений и племенного скота.
    Четвертое базовое направление экономической стратегии — придание экономике инновационного элемента.
    На текущий момент в структуре инвестиций на долю машин и оборудования приходится лишь 27,4 процента при требуемом уровне в 70—75 процентов. По этой причине обновляемость номенклатуры производимой продукции составляет 5—6 процентов вместо конкурентоспособных 25 процентов.
    Мы должны поменять ситуацию. При этом ориентироваться не только на привозное оборудование и технологии. У наших ученых и новаторов есть немало наработок в некоторых высокотехнологичных сферах, которые могут быть положены в основу специализации промышленного сектора страны.
    Участие в инновационных проектах должно стать основой для системного реформирования организации нашей науки.
    Таковы основные направления и приоритеты нашей экономической стратегии.
    Серьезные изменения необходимо произвести в социальной сфере. В отдельных секторах, например в здравоохранении и образовании, все было отдано стихии рыночных отношений. В результате резко возросла стоимость медицинских и образовательных услуг без обеспечения их качества. А, скажем, пенсионное обеспечение, культура оставались в прежнем виде и не могли обеспечивать выживание, а тем более развитие в рыночных условиях.
    Особенно проблемной является сфера образования. За последние 15 лет объемы подготовки специалистов высшей квалификации возросли в 3,5 раза, а число вузов возросло с 10 до 51. Столь радикальный рост не соответствует потребностям экономики, около половины молодых специалистов не могут трудоустроиться по специальности. При этом все более остро ощущается недостаток квалифицированных рабочих. Выпускники школ не владеют языками, что необходимо для работы в региональных и общемировых системах.
    Правительству, Министерству образования и науки, Министерству финансов необходимо установить жесткие условия бюджетного финансирования в сфере образования. Его должно получать строго ограниченное число вузов только по тем специальностям, которые будут востребованы.
    Необходимо на уровне дошкольного и начального образования решить задачу реального многоязычия, восстановить систему профессионально–технического образования.
    С этого года надо прекратить сбор денег с родителей на учебники, на ремонт школ.
    Сильно беспокоит положение с медицинским обслуживанием. Резкое снижение государственных расходов на здравоохранение (до 12 долларов США на душу населения в год), неоправданно низкая оплата труда медработников — причина низкого качества и доступности услуг, роста удельного веса социальных болезней — туберкулеза, венерических, инфекционных и паразитарных.
    Через лицензионные механизмы, а главным образом через систему обязательного медицинского страхования, надо установить жесткий контроль над качеством медицинского обслуживания. Мы должны гарантировать социальный стандарт качественной и доступной медицинской помощи для всех граждан.
    Несмотря на постоянное увеличение размера пенсий, идет снижение реальных доходов, а значит, и уровня жизни пенсионеров. Перспективный прогноз роста социальных сборов не позволяет надеяться на достаточное увеличение пенсий из этого источника. Правительству, Жогорку Кенешу необходимо принять экстренные меры по развитию негосударственных пенсионных фондов, предусмотреть жесткие меры страхования пенсионных вкладов.
    Учитывая серьезность и запущенность проблем в социальной сфере, я поручаю правительству до конца года разработать национальный социальный стандарт на ближайшие три года. Это должен быть четкий документ, какие образовательные, медицинские и другие социальные услуги государство обязано гарантированно предоставлять гражданам.
    Особого внимания требует развитие культуры. Мы чувствуем, что с созданием Министерства культуры есть активизация в этой сфере. Надо переходить от разовых мероприятий к глубинной работе по восстановлению и развитию национальной культуры.
    Необходимо увеличить вложения государства в социальную инфраструктуру с 2,2 до 3,4 процента ВВП.
    Таковы наши стратегические приоритеты в социальной сфере.
    
    Эффективная система управления
    Чтобы обеспечить выполнение выдвигаемых нами экономических и социальных задач, надо соответствующим образом реорганизовать систему управления.
    Нам не нужна идеальная абстрактная модель Конституции. Нам нужна Конституция, которая позволит успешно решать те задачи, которые стоят перед страной именно в этот период. Это должна быть Конституция с сильной исполнительной властью. Парламентская форма хорошо работает в странах, где развита политическая элита.
    Для нас сейчас важнее подумать о том, как наполнить реальным содержанием нашу демократию, укрепить политическую систему и повысить эффективность государственного управления.
    Основой демократического общества является местное самоуправление. Демократия невозможна без местной самостоятельности, ответственности на местах. Беря на себя вопросы жизнеобеспечения на локальном уровне, местное самоуправление будет способствовать сохранению и укреплению государства в целом.
    Ключевым тут является обеспечение местных органов самоуправления финансово–экономическими возможностями. В 2005 году доходы местного бюджета составили только пятую часть от республиканского, а если брать их долю в государственном бюджете, то еще ниже — около 16 процентов. С такой практикой необходимо кончать. Доля местных бюджетов в государственном бюджете должна вырасти в ближайшие годы как минимум в 1,5 — 2 раза.
    Учитывая, что роль политических партий в формировании представительных органов власти будет возрастать, необходимо принять новый закон о политических партиях и движениях. К следующему выборному циклу партии должны стать полноправным элементом политики и иметь реальные полномочия и ресурсы в случае победы на выборах.
    Серьезная реорганизация требуется в государственном управлении. Речь идет не просто о сокращении или изменении структуры государственных органов. Главное — четко определить, чем должно и чем не должно заниматься государство, и ликвидировать рассогласованность внутри системы управления.
    В этой связи правительству надо специально рассмотреть и ввести жесткие принципы и изменения в регламент работы.
    Необходимо ввести конкретные критерии оценки деятельности министерств и ведомств, территориальных органов управления.
    Эффективность исполнительной власти определяется тремя критериями: рабочие места, доходы граждан и привлечение инвестиций.
    Мы намерены в январе оценить уровень работы правительства, руководителей местных органов власти по этим критериям и сделать соответствующие выводы.
    Жизненно важным является укрепление правопорядка. Мы сделали два важных шага в этом направлении. Принят комплекс антикоррупционных мер, которые уже начали давать результаты. Подготовлена концепция реформирования всей правоохранительной, судебной системы. К 2010 году мы должны создать принципиально новую, высокопрофессиональную и подконтрольную обществу систему правоохранительных органов.
    
    Кыргызстан и мир: отношения на основе национальных интересов
    Мы твердо придерживаемся в своей политике приверженности всем международным обязательствам Кыргызской Республики и тем соглашениям, которые у нас есть с другими странами.
    При этом наши внешнеполитические позиции по многим вопросам существенно изменились. Суть этих изменений в том, что мы ставим на первое место наши национальные интересы. Именно этим продиктовано большее внимание к укреплению добрых отношений с соседями — Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем. Добрые отношения с соседями — это вопрос безопасности и экономического развития. Во внешней политике экономические и политические отношения с Россией, США, Японией и со странами Европы будут также развиваться.
    Защитой национальных интересов продиктована и наша твердая позиция, что никто не должен вмешиваться в наши внутренние дела, если мы не нарушаем никаких международных обязательств. Уровень демократии, уровень общественного сознания у нас такие, что мы сами в состоянии решать, что и как делать в стране. События 24 марта 2005 года это хорошо показали.
    
    Формирование самобытного, конкурентоспособного кыргызского государства
    Приоритеты ближайшего периода поставлены так, чтобы, решая неотложные задачи, мы постоянно помнили и ориентировались на будущее, на ключевые стратегические подходы. Идея в том, чтобы обеспечить развитие на собственных основах и собственных ресурсах, по своей природе.
    Особенностью нашей экономики должна стать ориентация, с одной стороны, на вхождение в региональные и мировые технологические кластеры переработки и реализации сельхозпродукции, редкоземельных полезных ископаемых, оказания коммуникационных и туристических услуг. С другой стороны — создание производств высокотехнологичной продукции сельского хозяйства. И с третьей — создание индустрии инновационных продуктов биотехнологий, нетрадиционных источников энергии, технологий горных работ.
    Особенностью нашего социального стандарта должен стать твердый, гарантированный уровень социальной поддержки адресных категорий населения в сочетании с развитием широкого спектра рыночных социальных услуг.
    Особенностью нашей культурной модели должна стать ориентация на национальное начало, кыргызскую идентичность в ее сочетании с поликультурным воспитанием, региональными и мировыми культурными взаимосвязями. В кыргызском государстве все этнические группы должны иметь возможность для развития своей культуры и языка. В этом — источник культурного богатства и толерантности.
    
    Дело всего народа
    Думаю, что представление о целях и стратегии развития, о наших конкретных задачах, которое сегодня изложено, должно стать предметом обсуждения. Думаю, что Жогорку Кенешу, местным кенешам целесообразно провести в октябре–ноябре специальные слушания по этим вопросам. Хочу обратиться к гражданскому обществу: неправительственные организации должны активно включиться в процесс обсуждения. В результате мы должны выработать общую точку зрения. На основе обсуждения мы должны внести изменения в Национальную стратегию развития, проект которой подготовило правительство, и принять эту Национальную стратегию в Жогорку Кенеше как закон жизни на ближайшие годы.
    Мы должны понимать, что рассчитывать на внешнюю помощь, что кто–то придет и сделает нашу страну богатой, не приходится. В такой надежде мы долго жили, но получили только много долгов. Нам надо работать самим.
    У нас достойная земля и достойные люди.
    У нас есть достойные цели.
    Нам нужны только труд и согласие.

    (Публикуется в изложении).
    28 сентября 2006 года.

    


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/15707/


Распечатать: О национальной стратегии развития и ближайших задачах РаспечататьОставить комментарий: О национальной стратегии развития и ближайших задачах Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: О национальной стратегии развития и ближайших задачах Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8310

EUR 79.8168

RUB   1.0647

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007