Распечатать: Модельные страсти РаспечататьОставить комментарий: Модельные страсти Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Модельные страсти Посмотреть комментарии

23 августа 2006

КАРЬЕРА

Модельные страсти

    В детстве Толя, живший в иссык–кульской деревушке, мечтал махнуть в небо, как птица… В то время мальчишки повально увлекались летающими аппаратами — самолетами, вертолетами, ракетами. Хотели быть летчиками. Толя им не стал, но зато научился конструировать авиамодели. И сейчас Анатолий Колесников известен всему миру не только как суперавиамоделист, но и спортсмен. В 1978 году он завоевал титул чемпиона мира.
    Олег Антонов, знаменитый авиаконструктор, однажды сказал: “Человек, который заставит летать модель, заставит летать и самолет”. Эта фраза любима Анатолием Сергеевичем. Пока он не поднял в воздух здоровенную махину, но все впереди. На данный момент важно юридически закрепить нашу Федерацию авиамодельного спорта, председателем которой он является. Тогда можно будет вступить в Федерацию международной авиации (FIA). Полноправные члены FIA, внося ежегодно две–три тысячи долларов США, смогут участвовать в международных соревнованиях и прославлять нашу республику.
    — Действующих спортсменов пятнадцать–двадцать человек, — рассказывает Колесников. — Все мы оптимисты и патриоты Родины. Поэтому хотим выезжать на соревнования. Задача: “пробить” на это дело бюджет.
    Нам есть чем гордиться! Самый сильный в регионе методический авиамодельный центр у нас. Даже казахи едут к нам на стажировку. Достаточный потенциал и у людей, которые могут и, в общем, отлично учат ребят авиамоделизму. Центр в этом направлении с каждым годом прогрессирует. Анатолий Колесников вместе со своим братом Николаем, который также увлекается авиамоделизмом, ведут кружок. Есть еще в городе пара подобных творческих центров, но в основном там делают стендовые модели, а здесь, как и в кружке у Игоря Обрезкова, мальчишки готовят спортивные.
    — И важно не количество, а качество, — замечает конструктор.
    Есть несколько классов моделей. Например, Колесниковы делают кордовые, пилотажные — управляются с помощью тросиков на круговой площадке диаметром 50 метров, радиоуправляемые (самый дорогой и развивающийся вид — сегодня сделал, завтра он устарел). Каждая модель эксклюзивна. Конструкторы всегда по–новому подходят к делу.
    — У человека свой способ найти себя. Кто–то пишет стихи, другие собирают марки. А мы себя нашли в этом, — говорит Николай.
    Младшему брату интересно жить разнообразно. Он занимается познанием себя через восточное искусство ушу, зимой катается на горных лыжах, летом играет в волейбол. Ему подавайте все. Старшего Анатолия прельщает небо и все, что с ним связано. Три года назад он освоил параплан.
    — Сбылась еще одна моя мечта. Без адреналина жить не могу. Непередаваемое ощущение. Когда пацаном был, наткнулся на книжку про авиамоделизм. А первая модель была на резиновом двигателе. Ну, двигалась, и уже радость была, — описывает впечатления Анатолий.
    До сих пор живет в нем тот юношеский задор и желание делать модели, соревноваться. Для этого нужны деньги. Поэтому Анатолий занимается коммерцией — перегоняет машины из Германии. Фактически все средства идут прямиком на хобби (например, на выезд на соревнования может уйти полторы тысячи долларов США), и это доставляет огромное удовольствие.
    — Мы преданы своему делу и те, кого обучили, передают опыт следующему поколению, и так далее.
    Двадцать пять лет Колесниковы учат детвору. И готовы далее продолжать, даже безвозмездно, лишь бы развивать техническое творчество.
     — В спортивном плане нам азартны воздушные бои. Это эстрада! Остальное классика, — подчеркивает хранитель авиаочага (как окрестили его Колесниковы) Андрей Ткачев.
    — К хвосту одного самолета прикрепляется лента, другой должен ее отрубить. Сразу добавляется сто очей, — говорит Николай. — А вот соревнования гоночных моделей — точно “Формула–1”. Там и пит–стопы есть — за 2,8 секунды, например, надо заправиться.
    Анатолий научился сам делать и двигатели. Вся его жизнь так или иначе была связана с авиаделом. Окончив среднюю школу, он поступил в Рижский авиационный институт. Шесть учебных лет и четыре года семейной и исследовательской жизни в Риге.
    — Исследовал влияние льдообразования на снижение безопасности полетов. Это, кстати, помогло обрести хобби. Перетянуло в спорт.
    Потом он вернулся в Киргизию. В столице соревнования собирали около ста человек. Всего было 22 авиасекции. И чтобы попасть в сборную, нужно было пройти городские, республиканские туры. Анатолий прошел, и опять же помогла Рига, где культура производства была повыше. К 1980 году он стал членом сборной СССР.
    — С детьми работал параллельно.
    Сейчас спортсмены постоянно выезжают на состязания. В этом году трижды были на межреспубликанских в Алматы. Игорь Обрезков, пожалуй, самый настырный и упорный, всегда находит спонсоров.
    — Что делать? Пытаемся вырваться.
    — Многие думают, что авиамоделизм вымер. Напрасно. Если мы и не выступаем в праздники, на площадях, в парках, то только из–за безопасности, — замечает Анатолий.
    — У меня в кружке тридцать пять ребят. Больше, к сожалению, принять не могу, — говорит Игорь.
    — Мы с братом учились на ул.Белинского, 1, где сейчас находится Республиканская детская инженерно–техническая академия “Алтын–Туйун”. Меня за руку привели в первый класс попробовать. Получилось, — вспоминает Николай. — Человек рождается с червячком познания нового, так и будет с ним всю жизнь. Мне многое интересно, но стать чемпионом я никогда не хотел. Объездил СССР — это здорово.
    — Мне импонирует идея Америки — массовое вовлечение молодежи в авиамоделизм, Китай тоже переживает бум. Наборы их самолетов покупаем и “ощущаем”… — говорит Анатолий.
    Эксплуатировать одну спортивную модель можно и двадцать лет. Если, конечно, она не будет биться о землю. И тут же Николай вспомнил случай.
     — Во Францию приехали с Анатолием на соревнования. Первый тур нормально отлетали. А там бочка с вином была. Я обожаю французское вино. Слабенькое показалось, как вода. Но опьянел. Модель в полете заглохла, пытался посадить на травку — промахнулся, снес кабину, где сидел мой прототип, волосы оборвались, — улыбаясь, рассказывает Николай.
    Курьезов масса. Особенно проблема, когда модель разворачивается и пытается атаковать хозяина. Но это уже ошибка в конструировании. Часто происходят пожары — сгорают двигатели, бывает модели уходят в небо и самовольно летают там, а потом с грохотом падают чуть ли не на головы людей.
    Самой элегантной в мире признана модель самолета Анатолия Колесникова. Только учредить кубок не удалось. Пустили слух, что Анатолий погиб. Злые языки постарались. А каково было, когда в прессе “погибший” обнаружил некролог на самого себя! Это сейчас со смехом Анатолий Сергеевич вспоминает сей факт.
    — С девяносто третьего года нигде не “светился”. В девяносто шестом объявился на соревнованиях в Швеции — там все рты раскрыли, — говорит Анатолий.
    — Вот так мы кочуем по авиамодельным страстям! — заключает Николай.
    Юлия СУШКОВА.
    Фото Владимира ПИРОГОВА.

    


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/15214/


Распечатать: Модельные страсти РаспечататьОставить комментарий: Модельные страсти Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Модельные страсти Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8400

EUR 79.2474

RUB   1.0583

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007