Распечатать: О секретных и несекретных передовых отрядах РаспечататьОставить комментарий: О секретных и несекретных передовых отрядах Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: О секретных и несекретных передовых отрядах Посмотреть комментарии

7 июня 2006

УРОЖАЙ

О секретных и несекретных передовых отрядах

    Мощное подводное течение. Именно оно порой определяет все главные события.
    Но до поры до времени его не видно, его как бы нет, оно — не главное.

    Губит людей не пиво, губит людей вода
    Сегодня Антонина Николаевна довольно пожилая женщина. Она тяжело передвигает свою грузную фигуру, опираясь на трость. Но глаза еще горят, и есть еще порох в пороховнице. Нет главного — времени и здоровья. О, как бы она развернулась в период строительства капитализма, если бы этот самый период пришелся на ее молодость! А кем она была тогда? Торговкой, спекулянткой, буфетчицей…
    Она и тогда ненавидела всех этих чистюль, которых обирать сам Бог велел, теперь она хотела бы посмотреть в их рожи, но где они? Кто–то давно умер, кто–то доживает свой век на скудных сыновних хлебах, кто–то обретается в доме престарелых. Но как были голью перекатной, так и остались. О, у нее все по–другому. Все ее дети живут в купленных ею домах и, следовательно, обязаны ей. Основу их деловых капиталов заложила именно она. А внуки ее, не прочитавшие гостям ни одного стишка без того, чтобы не получить за это плату, не пропустившие ни одну бутылку, не поднятую бомжами, это ее гордость и радость. Пришло ее время, но как поздно оно пришло! Сколько слез пролито и сколько обид вынесено!
    Она никогда не была коммунисткой. Зачем? И начальству так проще. Там, где им не позволяла коммунистическая совесть, в дело пускалась именно она, Антонина Николаевна. В то время передовым отрядом общества считался рабочий класс. Об этом самом классе она могла бы рассказать много интересного: насмотрелась. Попоила его разбавленным пивком, наслушалась всего. Но и покормилась за счет него, это правда. Кому шел в первую очередь дефицит? Правильно, передовому отряду. Тогда в моде были ковровые дорожки, а не ковры, как сейчас. Вот и отмеряла она те дорожки, отмеряла, аккуратно отмеряла, и получалось, что с каждого коврового рулона оставалась и ее доля. Врачи, учителя и прочие не передовые отряды с удовольствием выкупали у нее эти куски, да еще и благодарили и на “лапу” давали. Работала в столовой интерната, и тогда дети ее не знали, что такое сесть за стол, на котором не было бы котлет. Гости никогда не заставали ее врасплох, холодильник в доме ломился от колбас, сыров, копченых рыб и чешского пива. Но в интернат она попала за провинность, слишком широко развернулась на торговой базе, пришлось уйти. Как–то пришлось уйти в пивной бар. И что же? Разве она что–то потеряла на этом? И сейчас смеется от удовольствия, вспоминая то давнее свое наказание.
    Резкая, грубая, жесткая, умелая, она из года в год делала свою копейку, вила собственное гнездышко и благодарила Бога за судьбу. Бывало, что начальство снимали, сажали, наказывали, ее же все эти перипетии обходили стороной. Да и кто она такая? Всего лишь буфетчица, одна поднимающая троих детей, она при чем? Шумно сморкалась, плакала в фартук, ласково заглядывала в глаза следователей, давала им понять, что умеет быть благодарной. И была благодарной, до сих пор помнит, когда и кому что давала. Спасало ее, спасало то, что не была она никакой такой коммунисткой. Зачем ей такая головная боль, в самом деле? Отчитывайся за каждый свой шаг, трясись от страха, нет, это было не по ней. Она мастерски вросла в образ простой открытой бабы с таким громким голосом, что никому и в голову не придет подозревать ее в каких–то тихих делах.
    Она знала: ее презирают. Вся эта гнилая интеллигенция. Те, которые “выкают”. О, как она их ненавидела! Даже тогда, когда оказывались на одном празднике, куда она являлась в лучших импортных тряпках, а они в застиранных “выходных” платьях, они смели презирать ее! Они держались от нее подальше. А назавтра приходили со своими жалкими копейками и униженно просили “сделать” им джинсы для сына или костюм для мужа. В такие моменты она с наслаждением мучила их, унижала, отказывала, ободряла и снова отказывала. Ее–то собственные сыновья джинсам счета не знали.
    Душой она отдыхала только среди тех, кто был таким же, как она сама. Там можно было пожаловаться, что копейка идет с трудом, что она вся на нервах, но при этом не дать своим товаркам даже малейшей возможности усомниться в своих способностях. Разве у этой хрусталь? Да она не видела настоящего хрусталя! Разве это французские духи? Да эта настоящие духи и не нюхала! Разве это унитаз? Обои? Покрывала? Уж она–то знает толк в настоящем товаре.
    Антонина Николаевна не аналитик, не стратег и тем более не политик, но нутром своим она чувствовала, что будущее за такими людьми, как она. И оказалась права на все сто процентов.
    Ведь что такое капитализм? Пока все эти умники просиживали штаны в университетах, изучая основные признаки загнивания капитализма, она спасала его идеалы, познавая силу капитализма на собственной практике.
    Теперь, посиживая теплыми вечерами на скамейке у дома, она зорко наблюдает за происходящим. Вот пошел сын того–то, бедный парень. В смысле — неимущий. Такой же, каким был его отец, каким был его дед. Нищий рождает нищего. Это факт. Пришел сосед рассчитаться с долгами. Антонина Николаевна нервно вздрагивает: всю зарплату так и впихнул в карман, не разгладил купюры, не полюбовался ими, значит, дня через три снова жди. Вздыхает: сколько ублюдков вокруг, эх, если бы ей новые ноги и новую силу, как бы она развернулась! От грустных мыслей отвлекает воспоминание о том, что на днях почти задаром ей удалось купить дом бывшей учительницы, уехавшей на “историческую родину” в Россию. Какая глупая! В глаза все заглядывала: ведь вы меня не обманете, Антонина Николаевна, я–то сама ничего в этих ценах не понимаю. И правда не понимает. Задарма отдала дом. Интересно, на что будет жить там, в России?
    “О, закрой свои бледные ноги”
    Вообще–то интеллигенция неистребима. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что при всей своей нежизнеспособности она умудряется возникать среди нормальных людей в любые времена. Хилая, влачащая жалкое существование там, где другие живут сытно и пьют сладко, она всем действует на нервы, но остаться совсем без нее — это никак невозможно, без нее почему–то совсем нельзя. Зачем, спрашивается, здоровым, нормальным людям эти хлюпики? Те, кто плачет над чужими судьбами, как над своей собственной судьбой, сочиняет непонятные стихи, мудрено рассуждает о проблемах человечества? А черт его знает, зачем. Денег у них никогда нет. Но вместо того, чтобы делать копейку, они продолжают писать стихи, отдавать из своих средств (!) деньги тем, у кого их нет вообще, заниматься проблемами сирот. И это в то время, когда нормальные люди не один раз говорили им: если увидишь сироту, лучше убей ее, но никогда не веди в свой дом. Зачем она есть, эта гнилая интеллигенция, если от нее во всех государствах и во все времена одни только проблемы?
    Интеллигенция — еще одно подводное течение любого общества. Изредка оно взбрыкивает, поднимается и даже грозит половодьем. Но заканчиваются эти “ужастики”, как правило, одним и тем же. Идеи интеллигенции подхватывают деловые, энергичные люди и… делают на них копейку. Интеллигенция в это время отсиживается в лагерях, лечится в домах сумасшедших или тихо плачет наедине сама с собой.
    Отношение к интеллигенции, как правило, двойственное. Ни в одном обществе не обнаружено ни одного индивидуума (кроме тех, кто делает погоду на любом эпатаже), который бы признался в том, что не интеллигентен. И в то же время в массе своей граждане презирают интеллигенцию и страшно боятся оказаться в ее рядах. “Интеллигентный мальчик, — поджимает губы нормальная женщина, когда ее дочь приводит в дом потенциального жениха, — но я тебе настоятельно рекомендую не увлекаться им. Посмотри лучше на Борю (Васю или Петю), которые уже в свои годы твердо стоят на ногах”.
    Вообще–то слово “интеллигенция” явно от слова “интеллект”. Однако гораздо шире. Это не просто ум, это та самая таинственная душа, которая порывисто врывается в мир и пытается переписать его. История человечества, если ее позволительно сравнивать с многослойным пирогом, содержит в себе эти самые тонкие и самые нежные слои — историю интеллигенции. И всюду, где она обозначилась, очевиден прорыв человечества в новые сферы. Так было во времена пресловутой инквизиции, когда отдельные индивидуумы позволяли себе (!) не соглашаться с мыслительной диктатурой церкви. Так было в искусстве эпохи Возрождения. Так было во времена импрессионистов, которые, понимаете ли, рисовали мир таким, каким видели его, а совсем не так, как это предписывалось классическими канонами.
    Кто знает сегодня, чем занимался Тео Ван Гог? Практически никто. Он вошел в историю как брат Винсента Ван Гога, который если и был сыт, то только тогда, когда его кормил брат.
    Но зачем Винсенту нужно было изнурять себя только для того, чтобы, например, нарисовать подсолнухи такими черными, какими бывают они в жаркий полдень, под жаркими лучами солнца, когда смотришь на них открытыми, пристальными, внимательными глазами? Да, это правда, которая известна всем. А он ее нарисовал, как нарисовал старые истоптанные башмаки с дырками, многое повидавшие на своем веку. Зачем?! Но теперь это шедевры мировой живописи. И это понимает даже тот, кто ничего не понимает в живописи. Сотни, тысячи людей жили в это время рядом с Винсентом Ван Гогом, делали свои копейки, подсчитывали барыши, растили детей, укрепляли экономику страны. А он рисовал их, их жилища, дороги, траву, по которой они ходили. И никому из них и в голову не приходило подумать о нем тогда, дать ему чашку супа или кусок хлеба. Теперь их потомки гордятся им. Зачем?! Почему?! Необъяснимо.
    Тончайший, трепетный или хрупкий от жизненных морозов мир интеллигенции способен порождать идеи, без которых человечество никогда бы не было таковым, каково есть. Это дрожжи, на которых всходит все, что только взошло за время существования людей на нашей древней земле. А пироги из них выпекают совсем другие люди.
    Именно они пускают идеи интеллигенции в тираж, размножая их и делая привычными в повседневности. Иногда интеллигенция, устав от борьбы с бытом, сдает свои позиции и старается быть похожей на нормальных людей. Иногда нормальные люди, как уже сказано, любят напустить на себя пелену интеллигентности, заведомо зная, что потом плотно поедят и вкусно попьют. Людям свойственно примерять на себя чужие шкуры. Но горе тому обществу, где слой интеллигенции настолько тонок, что практически неуловим.
    Всему миру известны сегодня “Капричос” Гойи, направленные против жадности, наглости и вседозволенности сильных мира сего. Как известны гротески Босха, направленные против пороков духовенства, суеверия, алчности, глупости. Было ли им легко в то время писать свои произведения? Разумеется, нет. Но они делали это. Они боролись, потому что не могли иначе. И значительные перемены в мире произошли, в том числе и благодаря великим художникам.
    Наша страна погрязла в коррупции. Пока мы не выберемся из ее тенет, ни о каком продвижении дальше не может быть и речи. Между тем наша творческая интеллигенция почему–то на эту тему даже не заикается. А ведь в ее руках куда более мощное оружие, чем, к примеру, наши газетные статьи. От того, что мы называем одно имя за другим, ничего не меняется. Под суд должно быть отдано само явление и причины, по которым оно существует. Нужно не бояться называть вещи своими именами: жадность жадностью, глупость глупостью, наглость наглостью. Ирония, сатира, гротеск способны иной раз победить там, где в бессилии отступают все другие средства.
    Что такое хорошо и что такое плохо, определяет сначала интеллигенция. А если ее нет, тогда и ориентиров нет. Или наши Гойи и Босхи ждут государственного, хорошо оплаченного заказа, а социальный заказ, не сопровождаемый шорохом купюр, не тревожит их души? Если это так, то каким же тонким, совсем невидимым стал слой интеллигенции в нашем обществе…
    В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань?
    Счастливо то общество, где интеллигенция не стыдится себя самой и может существовать в своей особенности, несмотря ни на какие катаклизмы. И где нормальные люди отдают себе отчет в том, что интеллигенты чем–то очень существенным отличаются от них самих. Это не стыдно, не плохо или хорошо, просто есть люди интеллигентные и есть люди прагматичные. И все.
    И вот в чем мне видится главная трудность любой власти — это управление государством таким именно образом, чтобы прагматики не подавляли интеллигенцию своим здравым смыслом, а интеллигенция осознавала бы свою роль и ответственность за происходящее. Задача, скажем прямо, сложнейшая. Тем не менее во всех странах, где существует стабильность (в большей или меньшей степени), такой паритет достигнут. А там, где нет собственных принципов взаимной ответственности, в ходу пророки самых разных мастей и стилей. Берутся заемные истины и на них строится конкретная жизнь. Особенно опасна такая тенденция при всесильном чиновничьем аппарате. Помнится, во времена Акаева очень популярен был Макиавелли. Акаева даже называли местным Макиавелли. Но страшнее самого явления может быть только его подделка, имитация. Так у нас и получилось. К примеру, популярным стал лозунг Макиавелли о том, что государь не должен находиться в зависимости от собственных слов. И вот уже не только наш “Макиавелли”, но и чиновники всех мастей и званий стали развивать его: я хозяин собственного слова, захотел — дал его, захотел — забрал. А потом некоторые удивляются, с чего это вдруг в наших краях произошла революция!
    Между прочим, Макиавелли тоже в свое время был в некотором роде чиновником. Сначала находился на дипломатической службе, потом был секретарем одной из структур. Побывал и оппозиционером. То есть прошел через все круги общества. Так что цинизм его, в общем–то, понятен. Удивительно другое: на какие такие общественные процессы можно было при таком раскладе рассчитывать?
    А интеллигенция наша даже не пикнула: то ли Макиавелли не читала, то ли решила наконец плотно покушать.
    Все у нас получится, если сохраним душу и при этом не станем бояться труда.
    Людмила Жолмухамедова.

    


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/14283/


Распечатать: О секретных и несекретных передовых отрядах РаспечататьОставить комментарий: О секретных и несекретных передовых отрядах Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: О секретных и несекретных передовых отрядах Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007