Распечатать: Сумеет ли Кыргызстан воспользоваться опытом Лужкова? РаспечататьОставить комментарий: Сумеет ли Кыргызстан воспользоваться опытом Лужкова? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Сумеет ли Кыргызстан воспользоваться опытом Лужкова? Посмотреть комментарии

19 мая 2006

РЕГИОН

Сумеет ли Кыргызстан воспользоваться опытом Лужкова?

    Я всегда относился к сторонникам президента, и вследствие этого мое мнение относительно заслуг и достоинств нынешний власти, если верить французским моралистам XIX века, не будет в должной мере объективным. По мнению Ларошфуко, наши враги обыкновенно более близки к истине в суждениях относительно нас, чем наши друзья. Правда, в противовес этому известная кыргызская пословица гласит, что друг говорит правду, даже если она горькая, а недруг всегда изливает сладкую ложь.
    Как бы там ни было, после официального визита в Москву Курманбека Бакиева мне стало понятно, почему оппозиция так рьяно критикует президента за то, что его окружает слабая команда, заявляя, что он является колхозным президентом и окружил себя такими же руководителями, но только еще слабее. Не уверен, что именно имеют в виду Мелис Эшимканов, Темир Сариев и другие лидеры оппозиции, намекая на непрофессионализм команды президента, но, на мой взгляд, как оппозиция, так и команда президента и все наше общество в целом сегодня серьезно страдают из–за недостатка специалистов в сфере малого бизнеса и производства. И в исполнительной власти, и законодательной погоду делают, скажем так, наши олигархи и поклонники монополизма как в политике, так и экономике. Более того, нынешняя оппозиция выглядит сильнее нынешней власти во многом благодаря тому, что все еще обладает значительной частью крупного бизнеса, унаследованного от бежавшего из страны экс–президента и его семьи. Поэтому так ощутима борьба за сферы влияния и за новый передел собственности между различными политическими группировками, кланами и регионами, которая приводит ко все большей нестабильности и взрывоопасной ситуации.
    По большому счету, как нынешняя власть, так и лидеры оппозиции являются представителями вчерашней деловой элиты, которая может работать, выражаясь терминологией последних, только по–колхозному. И я, честно говоря, не понимаю, почему Т.Сариев так не любит У.Сыдыкова. И тот и другой являются родственными душами по складу мышления и методам ведения бизнеса и политики. Даже Э.Байсалов и его сторонники из гражданского сектора сплошь и рядом поступают, как монополисты, завладевшие ключевыми позициями в этом секторе, делая заявления от имени народа, не утруждая себя относительно того, что думает в реальности этот народ. Можно, конечно же, выделить эрудицию и даже демократическую подкованность Кубатбека Байболова, однако и он, так же, как и лояльный нынешней власти Аскар Салымбеков, относится к тому же клану крупных бизнесменов в сфере оптовой торговли, которых у нас можно записать к олигархам, создавшим свои активы не без помощи прежней власти.
     Ситуация осложняется тем, что президент Курманбек Бакиев представитель того же самого поколения. Он, как и нынешний посол Кыргызстана в Москве Апас Жумагулов, присутствовавший на всех московских встречах президента, не является специалистом в области малого и среднего бизнеса, связанного со сферой производства. Как не являются таковыми и все другие высокопоставленные лица, сопровождавшие президента в той поездке: Аликбек Джекшенкулов, Жаныш Рустенбеков, Алманбет Матубраимов, Аскар Салымбеков, Курманбек Темирбаев, Акылбек Жапаров, Сапар Балкибеков и другие. Вот почему так и повисли в воздухе многие весьма ценные предложения мэра Москвы Юрия Лужкова, профессионала и авторитета в той области, развитие которой так жизненно важно не только для утверждения нынешней власти, но и для выживания всего кыргызского общества, преодоления нынешнего экономического и политического ступора, когда власть и оппозиция сцепились в смертельной схватке друг с другом за новый передел акаевского проклятого наследия. Когда Лужков, в окружении лучших своих экспертов, говорил о том, что в Москве удалось создать условия для процветающего малого бизнеса и что он может помочь то же самое сделать и в Кыргызстане, он ждал конкретных и профессиональных предложений с нашей стороны, но услышал вместо этого только восторженные эпитеты относительно красоты кыргызской природы, Иссык–Куля, превосходных качеств горного меда.
    Я вообще затрудняюсь сказать, есть ли вообще в “Белом доме” специалисты такого профиля, которые знают, как в Кыргызстане развивать успешный бизнес не только на монополизированных производствах и торговле винно–водочными изделиями, стройматериалами, продаже электроэнергии, хлопка–сырца, фасоли, табака крупными партиями за рубеж. Без протекции, без волосатой руки или без того, чтобы при этом самому занимать высокий пост или, в крайнем случае, должность акима района, чтобы превратить вверенную территорию в свое собственное фермерское хозяйство.
     Существуют сотни и тысячи других возможностей, для освоения которых требуется динамично развивающийся малый бизнес. Он же является фундаментом экономического благосостояния всего государства, проведения позитивных политических реформ и обуздания олигархического бизнеса и сопутствующей ему коррупции.
    Я уверен в том, что в Кыргызстане найдутся люди, которые могут поднять любую отрасль и довести ее до ума — до самых высоких стандартов мирового производства. Например, поднять рыбную отрасль, превратив в этом отношении Кыргызстан в Норвегию, крупнейшего производителя рыбы, более половины которой искусственно и интенсивными методами выращивается в садках на горных реках, фиордах и водохранилищах ГЭС, а не вылавливается в открытом море. И только на одном этом можно достичь десятикратного повышения благосостояния нашего народа. Точно так же основой для подъема нашей страны может послужить комплексная переработка многих видов сельхозпродукции (хлопка, баткенского урюка, арсланбобских орехов, табака, фасоли и так далее), минералов и камней, коими так богаты недра Кыргызстана, золота. Не говоря уже об энергетике и туризме.
    Нельзя сказать, что Юрий Лужков был разочарован встречей с нашей делегацией. Однако совершенно очевидно, что он встретил кыргызстанскую делегацию как равноправных партнеров, желая услышать и увидеть конкретные и даже гениальные взаимовыгодные экономические проекты, как это он привык делать с равноправными партнерами по всему миру, но мы предстали перед ним как слаборазвитая республика, специалисты которой даже еще не прикидывали, что значит для страны и демократии малый процветающий бизнес и каких титанических усилий стоит запустить его. Лужков знал ответы на все эти вопросы и даже лучше наших специалистов и руководителей понимал и оценивал, какой колоссальный потенциал таится в Кыргызстане. И мы должны были убедить его, что у нас тоже может получится то же самое, что он сотворил с Москвой. Чтобы он, разочаровавшись, не махнул рукой на нас, и у него не сложилось стойкое впечатление, что Кыргызстан можно рассматривать лишь как поставщика сырья.
    Как известно, Юрий Лужков был впервые избран мэром Москвы два года спустя после того, как Аскар Акаев стал президентом Кыргызстана. И тот и другой начали свою политическую карьеру с поддержки малого бизнеса. Лужкову удалось выполнить этот свой план, в результате чего Москва превратилась в богатейший город планеты, где активно работает более 200 тысяч малых предприятий, на которых трудятся более 2 миллионов москвичей. Это тем более удивительно, что свой план Лужков реализовывал в отнюдь не тепличных условиях, а находясь в оппозиции к федеральным органам власти, все больше и больше тяготеющим к авторитарным методам управления и в государстве, и в бизнесе, а также порожденным этой властью представителям крупного бизнеса — тех же самых нефтяных, алюминиевых и других сырьевых магнатов и олигархов, новых российских миллиардеров, по числу которых этот мегаполис вышел на первое место в мире, опередив даже Нью–Йорк.
    Говорю это к тому, что у Аскара Акаева, как у президента независимого Кыргызстана, в начале пути было гораздо больше шансов, чем у Лужкова, и тем не менее Кыргызстан за годы его правления так и не превратился в республику процветающих малых предприятий: сделаны были только первые шаги, после которых вся экономическая власть в стране оказалась в руках олигархов и членов его семьи, занятых лишь контролем стратегических отраслей и продажей простаивающих предприятий, электроэнергии, золота, земель и так далее.
    Боюсь, что нынешняя власть, возглавляемая тандемом Бакиев — Кулов, идет по тому же пути. Более того, в отличие от Аскара Акаева она даже не затруднила себя заявлениями о том, что намерена сделать упор на развитие малого бизнеса, концентрируясь исключительно на крупных проектах. Тогда как в действительности эти проекты, вроде строящегося цементного завода в Кызыл–Кие или новой ГЭС на Нарыне, будут оправданны только в том случае, если они уже в процессе строительства будут порождать вокруг себя сотни, а то и тысячи малых предприятий и производств. Без этого они неизбежно станут объектами раздора и дележа между различными политиками и кланами.
    Вот почему во время официального визита в Москву Бакиева и его команду везде принимали тепло и радушно, но вот в гостевой мэра Москвы Юрия Лужкова, несмотря на взаимную симпатию, деловой разговор по большому счету не состоялся. Чувствовалось, что кыргызская сторона в целом оказалась не готовой к плодотворному диалогу с человеком, который покорил Москву, завоевав сердца его жителей, создав им условия для того, чтобы они стали экономически независимыми от государства и олигархов.
    Я бы очень хотел надеяться, что к приезду Лужкова в Кыргызстан в конце мая наши специалисты и правительство в целом будут более подготовленными, а может быть, даже будет подхвачен план Лужкова и его специалистов, знающих в точности, как наладить гармонично развивающееся бизнес–сообщество в масштабе всей страны, создающее оптимальные условия для снабжения, производства и сбыта разнообразных видов продукций. То, что называется логистикой, или научной организацией производства. Чтобы в итоге в Кыргызстане, как и в Москве, функционировали и процветали две сотни тысяч малых предприятий, обеспечивая, помимо всего прочего, демократические преобразования и реформы, даже если мы будем находиться в окружении авторитарных и полуавторитарных режимов и правительств, нефтегазовые ресурсы которых позволяют им до поры до времени такую роскошь — не обращать внимания на развитие малого бизнеса, неразрывно связанного с развитием гражданского сектора и демократии.
    Опыт Москвы и Юрия Лужкова говорит том, что такое возможно даже, если условия в стране и регионе изначально неблагоприятны для реализации этих планов. Вот почему, как бы ни давили на нашего президента соседние лидеры и как бы тяжело ему ни приходилось в борьбе с внутренней и внешней оппозицией, у него есть все шансы претворить в жизнь уже разработанный и реализованный опыт Лужкова. Чтобы в итоге Кыргызстан стал процветающим бизнес–сообществом с развитым гражданским обществом и демократией. А не превратился в банановую, сырьевую или даже колхозную республику, где правят и процветают только те, кто у власти или лоялен к ней.
    Замир Осоров.

    


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/14021/


Распечатать: Сумеет ли Кыргызстан воспользоваться опытом Лужкова? РаспечататьОставить комментарий: Сумеет ли Кыргызстан воспользоваться опытом Лужкова? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Сумеет ли Кыргызстан воспользоваться опытом Лужкова? Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 68.8111

EUR 80.4539

RUB   1.0352

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007