Распечатать: После любой революции улицы не вымести за одну ночь РаспечататьОставить комментарий: После любой революции улицы не вымести за одну ночь Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: После любой революции улицы не вымести за одну ночь Посмотреть комментарии

11 апреля 2006

КАРЬЕРА

После любой революции улицы не вымести за одну ночь

    Сто дней или один год вице–премьера по социальным вопросам
    Традиционно сто дней со дня назначения считаются первым рубежом, показывающим своевременность назначения и соответствие нового чиновника этому назначению. Лишь 20 декабря прошлого года Адахан Мадумаров официально был назначен вице–премьером, курирующим социальную сферу. Фактически же он уже может отчитаться перед общественностью за весь последний год на этом месте, поскольку сразу после народной революции был назначен исполняющим обязанности ответственного за решение социальных вопросов.

    Что такое социалка
    — Как и когда пришли вы в социальную сферу, было ли назначение вице–премьером, курирующим социальные вопросы, неожиданным или, наоборот, ожидаемым для вас?
    — Сфера эта для меня не новинка, и попал я в столь высокое кресло, надеюсь, не случайно. Последние десять лет до того я возглавлял Комитет по социальной политике, занятости населения и делам ветеранов, а также отношениям со СМИ в Законодательном собрании Жогорку Кенеша двух созывов (1996 и 2001 годов). Вся законодательная база этой сферы (надеюсь, что могу этим гордиться) была создана в республике именно тогда и при моем непосредственном участии.
    — Поговорим о приоритетах. Чем живет и дышит вице–премьер?
    — Они изменялись, как и сама наша жизнь. Вначале надо было стабилизировать обстановку, поэтому до августа члены правительства покидали свои кабинеты не ранее полуночи. “Напряженка” была значительная, но это и понятно — после любой революции улицы не вымести за одну ночь. Первым приоритетом было обеспечение спокойствия в стране, а вторым — стремление выиграть в информационной войне, навязанной Кыргызстану после революции некоторыми другими странами, которые почти полгода неадекватно и предвзято преподносили события в нашей стране. Некоторые местные СМИ с подачи тех же необъективных соседей продолжают чернить белое или, наоборот, навязывают надуманное или даже придуманное представление о том, что же в действительности происходило и происходит в республике.
    Сейчас наш приоритет — разработка Национальной программы развития Кыргызстана до 2010 года по трем направлениям (политическое, экономическое, социальное). Президент страны поручил мне возглавить исполнительный комитет по разработке социального блока этой программы. Срок очень сжатый — тридцать дней, к началу мая. Но время не ждет. Я думаю, что наш президент действует по принципу Цезаря: “Требуй невозможного — получишь максимум”.
    — Что главное и первоочередное в этой программе?
    — Главный момент — как усилить адресную социальную защиту. Чтобы любой человек, который нуждается в помощи государства, чувствовал себя под его опекой, получая конкретную помощь. Но надо и контролировать процесс, не происходит ли злоупотреблений.
    Второй важнейший момент — переведение на госбюджет всех больниц республики с этого года. Когда такое было? Только при Советском Союзе. Теперь роды по всей республике — бесплатные, так же, как и лечение за счет государства детей до пяти лет и пенсионеров старше 75 лет.
     Третье достижение — обеспечение горячего одноразового питания в школах. В этом году детей будут кормить только в школах отдаленного высокогорья, с 2007 — во всех без исключения сельских школах. На это государство выделило в текущем году 96 миллионов сомов, не предусмотренных бюджетными расходами. Но дети — наше будущее. Сейчас идет подсчет суммы на 2007 год. Президент страны взял это предложение под личный контроль. Это означает, что на каждом совещании президент может поднять любого чиновника — меня, министра финансов, министра образования — и спросить о результатах. Сидеть перед ним и краснеть за невыполненное, уверяю вас, не доставляет удовольствия.
    Поговорим о деньгах
    — Сколько в бюджете заложено в этом году на социальную сферу?
    — До 60 % государственного консолидированного бюджета. Можно сказать, что приблизительно из 20 миллиардов сомов госбюджета 12 миллиардов направлено на соцзащиту — образование, здравоохранение, культуру, оплату бюджетников. Только в Соцфонд уйдет примерно шесть миллиардов на выплату пенсий 515 тысячам пенсионеров.
    Раз зашла речь о пенсионерах, подчеркну, что трудоспособного населения у нас, будем считать, два с половиной миллиона человек, из которых около 500 тысяч трудятся за рубежом. Велика и армия безработных (полностью или частично незанятых), теневой сектор, старающийся уйти от налогов. В результате на одного работающего у нас приходится один пенсионер — такое вот сальдо. В прогрессивно развивающихся странах одного пенсионера содержат четыре–пять работающих.
    В идеале же хотя бы два процента от ВВП должно выделяться на образование, еще столько же — на здравоохранение (при Советском Союзе в эту сферу направлялось пять процентов, а сейчас — один. В последние годы правления Акаева объем финансирования не доходил даже до одного процента). Не стоит забывать и о подъеме культуры, и везде нужны деньги.
    Почему в этом году мы поздно приняли бюджет? Президент потребовал найти дополнительно два миллиарда сомов и направить на социальные нужды. Перед таможенниками и налоговиками была поставлена цель найти еще 700 и 300 миллионов сомов. Благодаря этому в конце марта правительство смогло повысить зарплату бюджетникам и деятелям культуры от 30 до 50 процентов — артистам, учителям, воспитателям. Ежедневно президент ставит перед нами задачи: найти, изыскать, обеспечить. Это несладко, должен вам сказать.
     — Социальная сфера никогда сладкой и не была, не так ли? По крайней мере, у нас.
    — К тому же она еще и неблагодарная: сколько ни делаешь, людям кажется — все мало.
    — Скажите, а как часто вы встречаетесь с пенсионерами?
    — По графику каждый министр ежемесячно встречается с гражданами. Сегодня вечером я буду беседовать с ветеранами войны и труда, армии, “афганцами” и “чернобыльцами”. Завтра по плану встречаюсь с пенсионерами и малообеспеченными гражданами в Доме профсоюзов.
    Перечислю только ближайшие мероприятия: выезд в Центр развития здраво-
    охранения, заседания комитета по контролю над ВИЧ/СПИДом и комиссии по внедрению безналичных платежей, совещание по освобождению от налогов грантов Глобального фонда по борьбе с малярией, туберкулезом и ВИЧ–инфекцией. Все, что происходит в социальной сфере, ежедневно находится под моим контролем.
     — А насколько оправданно, по–вашему, очередное повышение тарифов на энергоносители?
    — Не согласен, что речь идет о повышении. Тарифы унифицированы, чтобы их не скрывали. Раньше как было? До 150 кВт платили по 43 тыйына, выше — по 80. Но кто даст гарантию, что нагорело именно 150 или 180 кВт? В результате у контролеров и энергокомпаний был большой простор для хищений и злоупотреблений, в результате — огромные потери. А с единым тарифом нет смысла прятать объемы. Я — за единый тариф и одновременно усиление адресной поддержки тех, кто в ней нуждается.
    Еще я за монетизацию льгот. Почему? Потому что это сильный удар по коррупции. Например, какому–то пенсионеру полагается бесплатная поездка в санаторий, или проезд по городу, или полторы тонны бесплатного угля. Но ведь не все пользовались этими возможностями. И неизвестно, какого качества и по какой цене поставлялся уголь. Тем не менее деньги на эти цели перечислялись. А теперь все пенсионеры получат деньгами свою долю — на лекарства, уголь, транспорт, электричество. Монетизация уже началась, но механизм еще не полностью отработан.
    Будьте здоровы!
    — Расскажите, каких отрадных событий нам ждать в здравоохранении?
    — В этом году намечено переоборудование кардиологического и онкологического центров. В воскресенье я вел переговоры по этому поводу с представителями компаний из России и Франции, которые могут поспособствовать нашим планам. На днях к нам приедет академик Евгений Велихов, с которым мы намерены разработать программу превращения нашего онкоцентра, с его допотопным оборудованием 1972 года, в современное учреждение мирового уровня. Имея высокий интеллектуальный потенциал, грех отставать в техническом плане.
    — Вы будете искать доноров, брать кредиты на эти цели?
    — Нет, мы надеемся на спонсорскую помощь. Отечественные спонсоры вряд ли потянут эти затраты, если лишь один аппарат облучения стоит шесть миллионов евро. Сейчас у нас есть старенький, случайно оставшийся в наследство от советских времен. Почему случайно? Потому что его должны были вывезти из республики в спецвагоне (там же радиоактивное облучение), а у нас, к счастью для больных, не было такого вагона.
    Почему мы ориентируемся сейчас на модернизацию онко– и кардиоцентров? Налицо парадокс — научный потенциал медиков высок, а вот оперироваться наши граждане, кто побогаче, едут в Алматы, хотя там операции зачастую стоят шесть и более тысяч долларов. Потом они возвращаются сюда принимать химиотерапию. На старом оборудовании не уедешь, планируем обновить технику к концу 2006 года. Для меня эта цель будет величайшим достижением.
     Еще одно важнейшее направление — создание на базе Бишкекского Центра травматологии и ортопедии центра по Центральной Азии, где будут повышать квалификацию травматологи и ортопеды региона и России. Поможет в этом российская фирма “Стрейкер”, оборудование будет поставляться российскими и французскими партнерами.
    — Включен ли в список приоритетов Диагностический центр в Бишкеке?
    — Наш центр — один из лучших, и оборудование там неплохое. Но главное — мозги, поэтому туда приезжают за консультациями даже из соседних государств.
    — А как с томографами дело обстоит? Сколько их у нас и в каком состоянии? Недавно шла речь об отсутствии средств на их ремонт?
    — Их всего три, два в Бишкеке, третий — в иссык–кульском Центре “Алтын Балалык”. Один — в Джале, второй направляем в Ош, а третий, на Иссык–Куле, еще недоукомплектован немецкими партнерами.
    — А как сейчас обстоит дело с Центром “Алтын Балалык”?
    — Я не люблю об этом говорить. Но скажу, что центр будет достроен, хотя на это потребуется 100 миллионов сомов. Минздрав не потянет этих трат, поэтому хотим создавать совместное предприятие с Россией или Казахстаном. Было бы обидно потерять центр, целый городок с готовностью 70 процентов. Там будет региональный медцентр для детей.
    Хочу рассказать о детском реабилитационном центре в Чолпон–Ате. Для одаренных детей в городе была построена школа. Но кто у нас попадает в эту категорию? Обычно дети министров, губернаторов, не так ли? Такие, все знают, рождаются один раз в сто лет! Эту школу на 240 человек мы передали реабилитационному центру, вопрос передачи решался целый год. Сейчас в нем около ста детей, которым требуется восстановительное лечение.
    Миграционные настроения — это хорошо?
    — Поговорим о трудовой миграции. Недавно вы посетили Пензенскую область, потом был ответный визит, показавший реальную заинтересованность россиян в наших трудовых руках. С чего начнется перелив рабочей силы?
     — В республике началось движение побратимства областей. Пенза — побратим с Нарыном, на подходе Свердловская область — побратим иссыккульцев, затем Джалал–Абад и Самара будут дружить. Регионы выбираем по схожей специфике и назначению. Свердловская область — активный промышленный район, и у ее жителей будет возможность отдохнуть на нашем море. А нам это выгодно. Самара и Поволжье — это энергетические субъекты, а Оренбург с Баткеном — нефтегазоносные районы.
     — Есть ли цифры конкретных вливаний в казну государства от кыргызстанцев, работающих за рубежом?
     — По неофициальным подсчетам, речь идет о ста миллионах долларов ежегодно. Но этого мало, а через год ее надо удвоить–утроить.
    О себе и о женщинах
    — Сколько часов в вашем рабочем дне?
    — Когда как. Мой рабочий день длится, пока не уедет президент. Он жестко требует выполнения намеченных планов: “Я не должен слышать от вас фразы: “Я не знаю, можно, отвечу завтра?”. По необходимости он может поднять и ночью. Если я заканчиваю работу в восемь вечера — это, как праздник. Чаще до десяти.
    — Расскажите о себе, как водится: возраст, образование, семья, хобби.
    — Мне 41 год, думаю, для политика самый плодотворный возраст — есть и опыт, и желание принести пользу. Образований три — в Калинине (Твери) я закончил исторический факультет, затем получил степень магистра юриспруденции в Нацуниверситете, а потом стал первым, кажется, кыргызом, получившим сертификат журналиста–международника по системе Би–би–си в Лондоне. В моей семье подрастают двое сыновей — 9 и 14 лет. Раньше моим хобби был бильярд, а сейчас я мечтаю хоть пару часов на диване спокойно полежать и почитать. Люблю не новомодную литературу, а классические исторические произведения — Наполеон, Александр Македонский, Цезарь.
    — Ваш идеал?
    — Мой отец.
    — Чем занимается ваша супруга?
    — Воспитанием детей и заботами семьи.
    — Вам, наверно, очень нравится возвращаться домой — жена всегда дома?
    — Хорошо, что вы это понимаете. Как ни крути, для женщин главное — семья. Акселерация, урбанизация, глобализация — это, конечно, хорошо. Не зря же от президента потребовали установить 30–процентную квоту участия женщин в управлении государством. Но сознание общества должно повыситься настолько, чтобы оградить женщин от непосильной двойной ноши — в семье и на работе. Сейчас же у нас именно женщины–”челноки” пополняют казну, содержат семью и государство. Но ведь это аномально! Дети остаются без присмотра, женщины не имеют времени на отдых, болеют, рано стареют.
    — И последний вопрос. Когда же мы будем жить счастливее?
    — Надо быть реалистами. В прошлом году по сравнению с 2004–м мы жили лучше, согласны? Я абсолютно уверен, что в 2007 году мы будем жить лучше, чем в этом, и так из года в год, а позитив потихоньку будет накапливаться. Недавно я был в Финляндии, которая считается одной из самых богатых и социально защищенных стран мира. Там я посещал социальные дома для инвалидов, одиноких людей. Уверяю вас — каждый наш чиновник или предприниматель мечтал бы так жить! Но тем не менее и у них есть поводы для претензий. Так что надо жить, принимая основной тезис буддизма: “Умерьте свои желания, и ваши страдания исчезнут”.
    Елена Мешкова.
    Фото Владимира Пирогова.

    


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/13593/


Распечатать: После любой революции улицы не вымести за одну ночь РаспечататьОставить комментарий: После любой революции улицы не вымести за одну ночь Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: После любой революции улицы не вымести за одну ночь Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007