Распечатать: Попасть в число приоритетов РаспечататьОставить комментарий: Попасть в число приоритетов Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Попасть в число приоритетов Посмотреть комментарии

14 декабря 2005

СПОРТ

Попасть в число приоритетов

    После долгих лет затишья в сфере физической культуры и спорта сегодня в Кыргызстане активно формируется государственная политика в этой важнейшей отрасли. Да, именно отрасли. Такое не совсем привычное для многих определение имеет под собой вполне объективное обоснование. Потому как физическая культура и спорт производят бесценный продукт — здоровье человека, а также формируют спортивный имидж страны. И я глубоко убежден в том, что качество физкультурно–спортивного продукта должно беспокоить не только непосредственных его производителей, но и государство, и все гражданское общество.
    Если оценивать настоящее состояние физкультуры и спорта в стране, то, как бы это ни задевало честь профессионалов и ни показывало малоэффективную роль государства в формировании современной системы, нужно честно признать: отрасль переживает серьезный кризис. О чем свидетельствует анализ состояния различных аспектов физической культуры. Вот факты.
    Сегодня медики констатируют значительное ухудшение здоровья и уровня физической подготовленности жителей республики, особенно подрастающего поколения. Если при поступлении в среднюю школу отклонение в физическом состоянии имеют около 20 процентов детей, то при ее окончании их число составляет уже 80 процентов. Более половины молодежи, которая призывается в армию, не способна выполнить самые элементарные требования по физической подготовке. За годы суверенитета на мировой спортивной арене мы, к сожалению, так и не сформировали должного спортивного имиджа. Почти вдвое сократилось у нас число спортивных сооружений и площадок, более чем в пять раз — спортивных школ, а их материально–техническая база имеет износ на 70–80 процентов.
    Следовательно, важнейшие социальные функции физической культуры и спорта — такие, как сохранение и развитие генофонда нации, содействие всестороннему и гармоничному воспитанию молодежи, подготовка к военной службе, формирование спортивного имиджа страны — попросту не исполняются. Да и в общественном сознании уже давно снизился рейтинг профессии учителя физической культуры или спортивного тренера.
    Естественно, сегодня у нас почти не используются возможности физкультуры и спорта как одного из факторов профилактики наркомании, СПИДа и преступности. Более того, в последние годы остро встал вопрос о взаимосвязи криминала и спорта.
    В свою очередь, законодательная база не в состоянии регулировать все многообразие отраслевых отношений. Например, в Бишкеке отмечено 17 фактов приватизации физкультурно–спортивных объектов, которые в той или иной степени противоречат законодательству.
    В чем же причины такого состояния отрасли и каковы пути выхода из кризисного состояния?
    На первый взгляд, все объясняется достаточно просто и мнение специалистов едино — причины кроются в традиционном остаточном финансировании отрасли. И сели увеличить объем денежных потоков, то это и станет панацеей от многочисленных бед.
    Однако анализ государственной политики в сфере физической культуры и спорта (ФКиС), который был проведен в рамках проекта “Формирование политики развития ФКиС в Кыргызской Республике”, поддержанного Фондом “Сорос — Кыргызстан” и инициированного Кыргызской государственной академией физической культуры и спорта и Государственным агентством по физической культуре и спорту, красноречиво показал всю сложность этого процесса. И выявил не только причинно–следственные отношения в системе, но, главное, позволил определить основные направления и механизмы дальнейшего развития.
    Пользуясь случаем, авторы от лица физкультурно–спортивной общественности страны выражают благодарность Фонду “Сорос — Кыргызстан” за поддержку этого проекта, который, несмотря на отсутствие отрасли в числе национальных приоритетов для международных проектов, оказывает всемерную поддержку нашей инициативе, создав тем самым своеобразный прецедент.
    Проведенная аналитическая работа позволила определить интересы всех групп физкультурно–спортивной отрасли, которые подразделяются сегодня на три сектора — государственный, общественный и частный.
    Государственный сектор организации и управления физической культуры и спорта в проекте представляли депутатский корпус в лице председателя Комитета по социальной политике Жогорку Кенеша М. Мурзубраимова, депутата Р. Шина, руководителя Комитета по бюджету и финансам А. Абытова, сотрудников аппарата президента и премьер–министра, а также Государственное агентство по физической культуре и спорту и целый ряд министерств и ведомств.
    Общественный сектор в разработке государственной политики представляли Национальной олимпийский комитет республики и целый ряд спортивных федераций и ассоциаций. И, пожалуй, впервые за последние пятнадцать лет из уст первых руководителей НОК был озвучен весь спектр проблем олимпийского движения в Кыргызстане. Вице–президент НОК Ш. Касенов в своем выступлении на Иссык–Кульском экспертно–аналитическом семинаре особо подчеркнул, что олимпийское движение — это не только участие ведущих спортсменов в Олимпийских играх, а кропотливая, ежедневная работа по олимпийскому образованию наших граждан, просветительская работа среди населения по распространению олимпийской идеологии. Замечу, что внимание всей физкультурно–спортивной общественности страны привлекло предложение Ш. Касенова о готовности открыть региональные отделения НОК за счет финансирования олимпийского комитета.
    В процессе работы в полный голос заявил о себе также частный сектор организации и управления ФКиС, который реально представляет физкультурно–спортивные услуги кыргызстанцам. И в этом плане, как заявил Г. Балян, частный сектор имеет огромный потенциал и раскрыться ему должна помочь именно новая государственная политика в отрасли.
    Для того, чтобы быть “услышанными” и учесть интересы всех участников физкультурно–спортивного движения республики, было предусмотрено проведение ряда телепередач в рамках проекта “Открытый Кыргызстан”, серии тематических обсуждений наиболее важных вопросов по группам интересов, проведены круглый стол по изучению региональных проблем в Джалал–Абаде, республиканская конференция и организован Иссык–Кульский экспертно–аналитический семинар.
    Коммуникативная форма работы дополнялась аналитической деятельностью по оценке состояния отрасли, выявлению причинно–следственных механизмов и определению основных направлений выхода из кризисного состояния. Эта часть проекта была исполнена сотрудниками Кыргызской государственной академии физической культуры под руководством ректора академии и одного из инициаторов проекта профессора В. Кима.
    Предварительные итоги реализации проекта позволили определить, что основная причина кризисной ситуации состоит в противоречии между жестко регламентируемой, планово–дотационной системой организации и управления и реальными условиями функционирования отрасли в условиях переходной экономики.
    Говоря иначе, функционирование физкультуры и спорта вошло в жесткое противоречие с социально–экономическими условиями развития государства. То есть жизнь показывает, что отрасль стремится в рынок, но “совковая” нормативная правовая база не дает ей возможности полноценно в него интегрироваться.
    Каковы же пути выхода из кризисного состояния и какой должна быть государственная политика в сфере физкультуры и спорта?
    На наш взгляд, ответы на поставленные вопросы должны быть спроецированы на основе общегосударственной политики развития Кыргызстана, стратегических программных действий государства на ближайшие годы, которые четко сформулировал президент страны Курманбек Бакиев. И прежде всего это обеспечение роста экономики и реальное увеличение благосостояния и качества жизни граждан. А политика в сфере физкультуры и спорта должна основываться на социально–экономических реалиях. И для того, чтобы двигаться вперед, ФКиС должны переориентироваться с преобладающего, если не сказать единственного государственного финансирования, на многоканальное финансирование совместно с частными, общественными и инвестиционными его формами.
    Необходимо также провести внутриотраслевое перераспределение финансирования отрасли, поскольку даже имеющиеся средства используются не всегда эффективно. Имеет смысл и межотраслевое перераспределение финансирования, например, между системами здравоохранения и ФКиС.
    Нужно также начать реализацию в жизнь национальной идеи “Здоровая нация — процветающая страна” и вовлекать население страны в здоровый образ жизни.
    Достижение же истинной массовости ФКиС возможно только на основе разработки и внедрения в физкультурную практику оздоровительного комплекса “Президентские тесты” и продуманной системы масштабных соревнований.
    На мой взгляд, требуется и оптимизация организационно–управленческой структуры физической культуры и спорта, а также исключение межведомственного дублирования функций.
    Немаловажно официальное признание спортивно–оздоровительного туризма как составной части ФКиС.
    Для того чтобы изменить ситуацию, следует определить регулирующий орган — Координационный совет по физкультуре и спорту при президенте республики.
    Нам нужно совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами проводить согласованную политику по оптимизации налогообложения, таможенных пошлин, стимулирующих инвестирование ФКиС и активизацию общественного и частного секторов. Мы не добьемся успеха, если не будем заниматься совершенствованием законодательной базы ФКиС.
    Суть же государственной Концепции развития отрасли заключается в определении рациональных социально–экономических основ формирования системы физической культуры и спорта, реально функционирующей в условиях переходной экономики и отвечающей государственным, общественным и личностным потребностям в достижении физического и спортивного совершенствования.
    Поскольку аналитическая работа по разработке окончательной редакции Концепции еще не завершена, я приведу лишь некоторые основные принципы и механизмы ее реализации.
    ФКиС должны стать одним из приоритетных направлений государственной политики Кыргызстана.
    Нормативно–правовое обеспечение в сфере ФКиС базируется на Конституции, и в главном документе должны быть отражены основные положения о физической культуре и едином законе.
     Необходим и еще один шаг — законодательно определить соотношение функций государственного, общественного и частного секторов организации и управления ФКиС, а также условия стимулирования общественного и частного секторов, инвестирования отрасли. Нужно вносить дополнения в Налоговый кодекс, которые бы стимулировали отечественных и зарубежных инвесторов.
    Государство должно конкретизировать социальные гарантии спортсменам, тренерам и другим лицам, достигшим выдающихся достижений.
    Нам надо определить порядок создания и функционирования общественных фондов поддержки развития ФКиС на республиканском и региональном уровнях, установить приоритеты бюджетного финансирования на основе программ развития ФКиС на каждый олимпийский цикл.
    Основным же источником финансирования ФКиС должен стать республиканский бюджет с увеличением финансирования за счет местного бюджета, общественного и частного секторов. Отрасль должна также входить в число приоритетов международных грантовых проектов.
    Таковы предварительные итоги проекта, каким же будет окончательный документ, покажет ближайшее будущее, предполагающее проведение презентации концепции развития ФКиС с участием первых лиц государства, всех заинтересованных ведомств и физкультурно–спортивной общественности страны.
    Канат Мамбеталиев, проректор по научной работе и внешним связям Кыргызской государственной академии физической культуры и спорта.

    


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/12333/


Распечатать: Попасть в число приоритетов РаспечататьОставить комментарий: Попасть в число приоритетов Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Попасть в число приоритетов Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007