Распечатать: Розыгрыш продолжается? РаспечататьОставить комментарий: Розыгрыш продолжается? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Розыгрыш продолжается? Посмотреть комментарии

17 июня 2005

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

Розыгрыш продолжается?

    Повторяла и повторяю, что главное богатство Кыргызстана — это люди. Уровень образованности, которого достигли наши граждане в советские годы, так высок, что еще и сегодня, когда наиболее активную роль в жизни общества играет среднее поколение, с ним нельзя не считаться. Другое дело, что государственные структуры последних (акаевских) лет не только не брали его в расчет, но, напротив, все делали для того, чтобы о нем забыли как в самой нашей стране, так и за рубежом. В стране, потому что кадры подбирали совсем по другим «принципам»: покорности власти. А за рубежом, потому что это было выгодно все той же власти. Под «безграмотность» народа проще было просить, решая собственные проблемы, финансовую и техническую помощь вместе с зарубежными специалистами.
    Постепенно в стране сложилась каста избранных чиновников и управленцев, вход в которую всем остальным гражданам был закрыт. Оказалось, что не то чтобы президента, но даже министров и акимов заменить было некем! «А кого ставить? — лукаво разводили руками наши бывшие «кадровики», — некого. Кем заменить того или иного? Некем». Будто бы за это десятилетие с хвостиком интеллект нашего народа испарился, словно роса под солнцем.
    На самом деле это, конечно же, не так. И сегодня люди, как и вчера, реально оценивают происшедшие события и дают очень точные и объективные характеристики тем, кто у власти. Прислушайся те к народу, скольких и каких ошибок, может быть, удалось бы или еще удастся избежать Кыргызстану!
    Увы, среди «рулящих» страной и сегодня немало весьма неоднозначных фигур. И только им, самим этим «фигурам», кажется, что их хитрые уловки, попытки «словить» свой собственный «революционный» интерес никому не заметны и никем не анализируются. Те, кто были у власти при Акаеве, остались при ней и сегодня, полагают, что благополучно пересидели «это дело» и смело могут продолжать оставаться в своих креслах и дальше, но теперь как бы белыми и пушистыми».
    И в то же время страна у нас не так велика, чтобы при смене верховного правителя скопом отправлять в отставку всех, кто так или иначе был задействован при нем. Что же делать? Выводы… Нет в Кыргызстане такого чиновника, действия которого нельзя было бы проанализировать и адекватно им решать — оставлять или не оставлять его в государственных структурах. Как это осуществить практически?
    Кто возьмет или должен взять на себя смелость отделить зерна от плевел? Власть. Но решения должны приниматься коллегиально, президентом вместе с премьер–министром, парламентом. Пусть спорят до хрипоты, но выносят объективный вердикт. Иначе мы из этого кадрового беспредела никогда не выберемся, а кумовство из времен Акаева плавно перетечет во времена нового президента. А приняв решение, власть должна суметь его отстоять. Иначе со стороны «пострадавших» пойдут ходоки, газеты закричат о произволе, а сами страдальцы начнут шантажировать власть как бы от имени народа».
    В принципе, все эти моменты мы имеем уже и сегодня. Но скоро выборы главы государства и скоро кому–то все–таки придется натянуть несколько ослабшие вожжи управления. Умных людей у нас и в самом деле немало, однако далеко не каждому по плечу та или иная государственная должность, как бы ее ему ни захотелось заполучить. Пока в Кыргызстане не поймут, что быть начальником любого ранга трудно и иногда даже очень трудно, ничего у нас не изменится. Например, в судах. Что называется, накипело. Редакции переполнены письмами, в которых документально изложены такие вопиющие факты, что...
    Впрочем, уже ничему не удивляешься. Это наши реалии, и с этим что–то нужно делать. Но оставим пока в стороне все другие суды, потому что начинать нужно с главного — Конституционного суда.

    Конституционный суд как зеркало отечественной политики?
    Да, этот главнейший судебный орган нашей страны реально отображает все процессы, которые происходят в обществе. И процессы эти чаще всего очень и очень непростые. А в главнейшем судебном органе страны есть главнейший судья — Чолпон Турсуновна Баекова. Красивая, волевая женщина, которая, говорят, хорошо поет. Но, как известно, плохих людей не бывает. И речь не о том, какой она человек. Речь о ее месте во властных структурах Кыргызстана.
    А вот тут возникает немало вопросов, на которые общество хотело бы получить исчерпывающие и конкретные ответы. Но из текущего процесса ответы эти явно никак не просматриваются. Поэтому ничего иного не остается, как еще раз поговорить о вопросах.
    После мартовских событий, после того, как поутихли революционные и околореволюционные страсти, наш просвещенный народ вполне закономерно обратил свой взор на Конституционный суд: что–то он скажет по тому или иному вопросу? Ведь прежде, при Акаеве, высказывался и весьма решительно поворачивал процесс в ту или иную сторону. К примеру, Конституционный суд благосклонно разрешил ААА баллотироваться на третий срок и даже подвел под это обстоятельство “убедительные” обоснования. И если поначалу за Чолпон Турсуновной Баековой сохранялся имидж честной и бескомпромиссной профессионалки, то потом он постепенно сошел на нет. Народ сам искал этому причины, и в какой–то момент люди, например, заговорили о том, что противоречия между председателем КС и президентом страны зашли так далеко, что как бы Баековой не пришлось уйти в отставку. Но потом эти самые противоречия, если они были вообще, как бы исчезли, и все пошло так, как пошло.
    Наш отходчивый и добрый народ постарался понять Баекову: боится, ведь все боятся...
    Но понять — совсем не значит согласиться. И после революции вновь, повторю, обратил свои взоры к КС: что–то он скажет, например, на то обстоятельство, что президент сбежал из страны и теперь неизвестно, какой у него статус? То ли ААА экс–президент, а это одно, то ли он первый президент Кыргызстана, а это совсем другое...
    Но КС в лице Чолпон Турсуновны Баековой “профессионально” ушел от чрезвычайно важного для страны вопроса: не моя, мол, это прерогатива, пусть все решает парламент. А парламент у нас получился известно какой, многие из депутатов стали таковыми исключительно и благодаря системе ААА, а кто–то только потому, что был против этой системы и на этом обстоятельстве, имея в виду сугубо личные интересы, уговорил народ избрать себя. При этом я, разумеется, не имею в виду честных и здравомыслящих депутатов, которые, по счастью, есть в нашем парламенте. Но их далеко не явное большинство. И вот в такой “тупик” и загоняет Ч. Т. Баекова актуальный для страны вопрос!
    При всем при том, что сегодня Кыргызстан находится в очень непростой ситуации, требующей неординарных и даже, скажем, творческих подходов. Если бы у Ч. Т. Баековой было заметно стремление совместно с депутатами поискать выход из сложившегося юридического и фактического казуса, то, наверное, вопросов к ней сегодня было бы гораздо меньше. Но нет — не моя прерогатива, и все тут. А как быть в этой реальной ситуации?! Сказано — тупик. Или этот тупик создан КС сознательно?
    Честное слово, и рад бы иной раз понять судей, но они сами ничего не делают для того, чтобы пойти нам навстречу. Кто сегодня только не выступает по ТВ, и как только не комментируют происходящие события! Иным и сказать нечего, но вот сидят, рассуждают. А Баекова не сочла нужным выступить по ТВ и простым доходчивым языком объяснить обществу, какие такие обстоятельства помешали ей дать ответ на важный вопрос. Может быть, люди поняли бы ее и, может быть, даже согласились. Но нет, высокопоставленная дама из КС унизиться до выступления по ТВ никак не может, хватит с нее и того, что она и так “крутилась”, как могла, на совместном заседании членов временного правительства и двух парламентов (было нашей реалией и такое обстоятельство). А почему, собственно, говоря?! Кто заставит наших политиков, наконец, отвечать на возникающие вопросы своевременно, четко и конкретно? Разве не подустали мы все от демагогических рассуждений времен Акаева, когда важные проблемы как бы обозначались, но дальше шли такие словеса, что у неглупого народа голова шла кругом? И что же это такое происходит в наших судах, если вместо нормального, понятного ответа нам предлагаются юридические закавыки? На то вы и юристы, чтобы дать ответ на РЕАЛЬНЫЙ вопрос. Но — вывернулись. Поэтому так и не ясно, кто таков на сегодня ААА: экс–президент или первый президент Кыргызстана со всеми вытекающими из этого обстоятельства льготами и послаблениями?! И кто после этого поверит в то, что созданная ААА система ушла из страны вместе с ним?
    Помнится, еще спикер легендарного парламента Медеткан Шеримкулов уважительно произносил: “А давайте послушаем, что на это скажет Чолпон Турсуновна?”. И сколько раз ААА, как всегда, нервно раздражаясь, если ему перечили, говорил то же самое. И Чолпон Турсуновна размеренным и хорошо поставленным голосом выносила вердикт, который, как известно, окончательный и обжалованию не подлежит. То есть в руках этой государственной дамы очень большая власть. Что же помешало ей вынести вердикт на этот раз? Желание не нажить себе врагов в переходный период?
    Немного истории
    По своему образованию Ч. Т. Баекова не только юрист, она получила образование в КГУ по специальности правовед, но и политолог. Второе образование получила в АОН в Москве. Следовательно, что такое политика — теоретически знает, и к этому мы еще вернемся, активно использует эти свои знания на посту председателя КС. До получения своего второго высшего образования она успела поработать прокурором в прокуратуре Кыргызской ССР, то есть как бы в нынешней Генпрокуратуре, затем была судьей Верховного суда, председателем Иссык–Кульского областного суда. Потом вдруг возглавила Иссык–Кульский областной совет профсоюзов. Устала от права? Но, отдохнув три года, резко взлетела: в кресло первого заместителя министра юстиции Кыргызской ССР. Затем ушла в депутаты (тогда они назывались народными) Верховного Совета Республики Кыргызстан (1990 — 1992 годы). Была председателем постоянной комиссии по вопросам законодательства и законности. А когда Кыргызстан стал независимым, была назначена генеральным прокурором Кыргызской Республики.
    С 8 мая 1993 года по настоящее время является председателем КС. То есть все основные законодательные события в нашей стране более чем за одно десятилетие никак не могли состояться без ее прямого в них участия.
    Разумеется, за свой труд она имеет награды — звание “Заслуженный юрист Кыргызской Республики”, Почетную грамоту Кыргызской Республики, орден “Манас” третьей степени. То есть ее заслуги перед родиной отмечены.
    Однако народ почему–то оценивает деятельность КС без большого восторга. Как высказался один из моих собеседников: “Сидят где–то там, наверху, такие же недоступные, каким был ААА, на изменение жизни общества если и влияют, то как–то избирательно. Какой толк стране и народу от такого КС?”.
    Народ и государственные органы
    Постулат “Народ Кыргызстана является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в Кыргызской Республике” в нашей стране за годы правления ААА отошел на задний план, уступив место не просто государственным органам, а... конкретным должностным лицам. В результате этой метаморфозы народ превратился в просителя, а должностные лица — в единственных и главных хозяев жизни в нашей стране. Поэтому тысячам и тысячам наших граждан, чтобы защитить свои права или хотя бы заявить о них, приходилось становиться в позу униженного просителя и всячески ублажать должностных лиц. В таких обстоятельствах коррупция никак не могла не возникнуть. Должностные лица, то есть те граждане, которым все остальные граждане доверили СЛУЖИТЬ во имя народа и для народа, вдруг “почему–то” стали сильнее и главнее тех, кто их на эту службу нанял.
    Страна оказалась в замкнутом круге: одни и те же должностные лица, меняя кресла или продолжая сидеть в одном и том же, командовали “парадом”, и при таком раскладе ни о каких изменениях не могло быть и речи. До революции.
    Но и теперь народ, загибая пальцы, пересчитывает занимающих важные государственные посты чиновников, с удивлением комментируя при этом, что большинство из тех, кто “рулил” при ААА, продолжает делать это и при новой власти!
    Спрашивается, при чем тут КС? Да при том, что именно он должен, обязан стоять на страже постулатов, записанных в нашем Основном законе.
    Скажем, в статье 38 Конституции КР записано, что “Полная, безусловная, незамедлительная защита прав и свобод граждан, пресечение правонарушений в этой области и восстановление нарушенного положения — обязанность государства, всех его органов и должностных лиц”. Но что мы имеем в реальности? Кто таков на сегодняшний день ААА — неизвестно. Почему в парламенте продолжают сидеть лица, прошедшие туда с нарушением прав избирателей — непонятно. Отчего продолжают сидеть на своих постах должностные лица и государственные служащие, которые НЕ ЕДИНОЖДЫ помогали продлевать полномочия ААА и способствовали выборам в парламент депутатов с хвостом нарушений — необъяснимо. А если этим не занимаются те, кто ДОЛЖЕН этим заниматься от имени народа и страны, тогда их функции автоматически берут на себя так называемые самовыдвиженцы. И вот уже вместо демократии мы получаем охлократию, со всеми вытекающими из этого обстоятельства проблемами!
    Восстанавливать “нарушенное положение” нужно, но КС почему–то явно не до этого. Может быть, все дело в том, что если принимать в расчет старую нашу Конституцию, то КС в нынешнем его составе и Ч. Т. Баековой в том числе, остается сидеть на своих местах еще три года (а всего отпускалось на это пятнадцать лет). Но если принимать в расчет новую нашу Конституцию, которую мы утвердили вместе с очередным продлением полномочий ААА на одном из референдумов, то сроки его полномочий уже истекли — поскольку отпущенные на это десять лет уже истекли. Казалось бы, при чем тут старая Конституция, когда есть новая?! А не скажите. Если юридически поиграть со всеми этими “трудностями”, то все может получиться так, как это устраивает КС и Ч. Т. Баекову в частности. Тем более что опыт в таких казуистиках у него и нее уже есть: когда ААА то и дело переизбирали и “продлевали”, именно КС находил такие объяснения, от которых у логически мыслящих людей кругом шла голова. Он, дескать, на самом деле был избран в 1991 году на свой пост, но потом была принята новая Конституция, и отсчет его пребывания на посту главы государства начался как бы заново. Все эти хитросплетения нам уже и не вспомнить, а в КС, который их и закручивал, надо полагать, отлаженную и апробированную схему помнят наизусть. И может быть, применят к самим себе?
    То есть бегство ААА из страны по сути дела ничего пока что в нашей государственной структуре не изменило. Никто другой бежать никуда не собирается, поэтому очень может быть, что нам “доходчиво” объяснят, почему КС в нынешнем своем составе останется сидеть еще как минимум три года. А?! И мы опять смиренно примем такое “толкование”?!
    И это при том, что нынешний КС по сути своей есть государство в государстве и давно уже подмял под себя ВС. Поэтому ни о какой реальной и полноценной судебной защите прав и свобод наших граждан в нашей стране не может быть и речи. Неоднократно КС позволял себе вмешиваться пересматривать решения Верховного суда и Высшего арбитражного суда, хотя сами такие действия противоречат Конституции. Понятно, что облагодетельствованные КС граждане желают ему и Ч. Т. Баековой в частности дальнейшего процветания и благополучия.
    Профессионалы сколько угодно долго могут пояснять нам, что в реализации конституционных прав и свобод граждан качественная структура судебных органов и ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ судей занимают особое место и роль, поскольку только суд, суд подлинно справедливый и беспристрастный, может и призван восстанавливать попранные права граждан. Теоретически это, может быть, и так. Но вот практически...
    Роль личности в истории
    Передача Китаю Узенгуу–Кууша оставила глубокий след в душе нашего общества.. Может быть, действительно это был оправданный вариант, может быть — нет. Но в любом случае народ никогда не забудет о том, что это соглашение готовилось в глубокой тайне от него, будто бы наши бывшие правители явно что–то хотели скрыть от общественности. Недавно мы все имели возможность наблюдать процесс уточнения границ между Россией и Китаем и, пожалуй, знаем его куда лучше своего собственного. Там народ принял решение правительства как должное, согласился с ним, потому что его НЕ ЗАБЫЛИ поставить в известность о предстоящих изменениях границ. У нас же, решив все за спиной народа, власть (ААА) потом долго, нудно, путано пыталась объяснить правомочность своих действий. И очень удивлялась, видите ли, возмущению народа. Как если бы управляющий фермой отдал кусок земли соседу и только потом собрался объяснять хозяину, что у него, у хозяина, другого выхода не было!
    Тут, разумеется, на арену вышел гордый и решительный КС в лице Ч. Т. Баековой и вынес вердикт, который, как уже сказано, обжалованию не подлежит: в этом соглашении нет ничего незаконного, и Узенгуу–Кууш по праву переходит в собственность Китая. Повторю: если бы этому факту предшествовала большая разъяснительная работа, если бы власти не решили “самостоятельно”, оставив в неведении народ, этот вопрос, возможно, в сердце народа не осталась бы эта все еще саднящая рана.
    Вот и получается: определить судьбу беглого президента КС, читай Баекова, никак не может, не в ее это компетенции, а судьбу кыргызских земель решает безо всяких оглядок! Или все–таки с оглядкой на ААА?
    Повторю: главной нашей трагедией в эпоху управления ААА было то обстоятельство, что, получив доверенность от народа, наши властители вершили многие дела в тайне от него. И повторю еще раз: большинство чиновников из числа тех, кто это делал, продолжают сидеть на своих местах!
    А пока новые институты власти не созданы, на арену действий выходила, выходит и будет выходить охлократия, в которую “органично” вплелись криминальные элементы.
    События вокруг рынка Карасуу на юге напрямую связаны с именем депутата Баямана Эркинбаева. А имя его осведомленные круги почему–то напрямую связывают с именем Ч. Т. Баековой. А?! Что бы это значило?
    Не знаю, “спортсмены” или не спортсмены крушат в эти дни на юге имущество, принадлежащее Эркинбаеву, но это как раз и есть охлократия, которая поднимает голову там, где власть стыдливо отворачивается. Свято место пусто не бывает. Не работают государственные структуры, не вникают в суть конфликта, не анализируют его, за них проблемы берется решать народ. Ибо “спортсмены” — это тоже наши граждане, не так ли?
    В свое время советская власть “стыдливо” уступила плодородные земли вокруг столицы первым самозахватчикам, теперь эту проблему наша столица имеет в геометрической прогрессии.
    Повторю: власть бессильна там, где царит кадровая неразбериха. Побоятся сейчас убрать из властных структур одну, другую, третью одиозные фигуры, значит, в будущем мы получим эту проблему опять–таки в геометрической прогрессии.
    Плохих людей не бывает. Но есть никуда не годные чиновники. И им, видимо, благоразумнее отступить с занятых позиций, не провоцировать народ особенностями своих характеров. Тем более что на память он пока что не жалуется.
    Не жалуется народ и на зрение
    Если, говорят люди, Ч. Т. Баекова и прежде являла себя в роли публичного политика, то и теперь действует в том же духе. Ничего не изменилось. Все важные для себя проблемы ААА решал в ее присутствии и при ее непосредственном участии. Появилась даже примета: если на арену действий выходит Баекова, жди укрепления системы власти ААА. Сегодня Баекова также близка к новому руководству. Систематически участвует в официальных мероприятиях — начиная с торжественных и заканчивая траурными.
    Но есть в этом процессе два важных нюанса. Первый и главный: судья по определению не имеет права быть публичным политиком. Иначе о какой объективности в его работе в принципе может идти речь? Второй мельче, но не менее важный. Когда речь шла о связке Баекова — Акаев, то народом это однозначно расценивалось, как ЗАВИСИМОСТЬ суда от исполнительной власти. А теперь, когда речь заходит о связке Баекова — новая власть (временная), то народ это обстоятельство уже комментирует как зависимость (в ожидании выборов?) новой власти от КС и, в частности, от Ч. Т. Баековой. То есть КС в своем составе воспринимается как непоколебимый столп на образовавшихся развалинах?
    А между тем судебную ветвь власти в нашей стране предстоит реформировать самым решительным образом. Политика должна быть отдельно, суд — отдельно. Иначе что же нам делать, если к власти придет второй ААА, где искать защиты?!
    Впрочем, подождем выборов нового главы государства...
    А пока что розыгрыш народа в том смысле, что это он как бы хозяин своей страны и судьбы, продолжается. Он знает, что чиновники, фигурально выражаясь, таскают друг друга за чубы, борясь за власть, что ни одному из них и в голову не придет отказаться от портфеля, потому что портфель — это скатерть–самобранка, а кто знает, не станет ли она еще щедрее при новой власти, когда с арены действий сошла все пожирающая Семья?
    А ведь какое, казалось бы, простое решение — назначить на нужное место нужного человека в нужное время. И все.
    Людмила Жолмухамедова.

    


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/10490/


Распечатать: Розыгрыш продолжается? РаспечататьОставить комментарий: Розыгрыш продолжается? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Розыгрыш продолжается? Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 68.8964

EUR 80.9533

RUB   1.0400

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007